69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
В силу своей социальной значимости семья и семейные отношения были и остаются предметом пристального изучения таких наук, как философия, антропология, история, социальная психология, социальная статистика и социология. Задачу определения роли и функций семьи ставили перед собой многие выдающиеся мыслители: Платон и Аристотель, Конфуций и Франческо Петрарка, Огюст Конт, Герберт Спенсер, Фридрих Энгельс. В своем историческом развитии семья и брак прошли ряд стадий, на которых они зародились, сформировались в самостоятельный социальный институт и преобразовались в соответствии с актуальными потребностями общественной жизни, цивилизационными устоями и социокультурными нормами. Выделяют следующие исторически сменяемые типы брачно-семейных отношений:
– первобытная орда с господством промискуитета (неупорядоченные половые связи, в которые могли вступать даже кровные родственники); характерно для низшей, «дикой» ступени истории человечества: половые отношения между членами общества не регулировались никакими нормами, существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества;
– кровнородственная семья (групповой брак, в котором половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры образуют одну семью, вступают в половое общение);
– пуналуальная семья (групповой брак между людьми одного поколения, но принадлежащих к разным родам; брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода);
– синдиасмическая семья (парная семья, которая впервые возникает при сохранении матриархата и коллективного брака, характеризуется выделением одного мужчины в качестве «главного мужа», вокруг которого начинает концентрироваться имущество семьи, происходит разделение труда, зарождение ремесел и частной собственности; один мужчина живет с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью, а многобрачие остается исключительным правом мужчины);
– моногамная семья (устойчивая связь между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужа; как патриархальная семья оформляется при переходе к патриархату, когда лидирующее положение в семье и общине начинает занимать мужчина, что закрепляется в мифологии и ранних религиях; разновидность парного брака, которая сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней, имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака: от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви; при патриархальной семье еще сохраняются пережитки коллективного брака в виде многоженства; от мужчины начинает вестись родословная, а женщина попадает в полную зависимость от мужчины);
– полигамная семья: полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);
– полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами; как форма брака редко встречается).
Семья — это исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются:
– гетеросексуальная связь;
– система родственных отношений;
– обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности;
– осуществление определенной экономической деятельности;
– совместное ведение домашнего хозяйства.
Существуют различные типологии семейной организации: по формам наследования, по критерию власти и лидерства, по критерию состава (количество детей и родителей, количество поколений), по выбору места жительства и т. д.
По формам наследования выделяют семьи:
патрилинеальные (наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу);
матрилинеальные (наследование ведется по матери).
По критерию власти и лидерства выделяют семьи:
патриархальные (отец является главой семьи);
матриархальные (наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать);
традиционные (роль лидера принадлежит мужчине, который экономически обеспечивает жену и детей);
неотрадиционные, или эксплуататорские (характерно мужское лидерство, разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но мужчина экономически не обеспечивает семью, и жена вынуждена участвовать в общественном труде и полностью выполнять домашнюю работу);
эгалитарные семьи, семьи равных (нет выраженного семейного главенства, преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, справедливое распределение домашних обязанностей между членами семьи);
партнерские семьи (с совместным обсуждением семейных проблем и принятием решений).
По критерию состава выделяют:
нуклеарные семьи (самые распространенные в настоящее время; состоят из родителей и их детей, из двух поколений; нуклеарные семьи могут быть двух типов: репродуктивная семья – состоит из родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная семья – родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи.);
расширенные семьи (состоят из трех и более поколений – родители, дети, дедушки, бабушки, прабабушки);
полные семьи (при наличии обоих родителей);
неполные семьи (дети живут с одним из родителей, чаще всего вследствии развода родителей);
повторные семьи (основаны на повторном браке; вместе с супругами живут дети от предшествующего брака и дети от данного брака).
По критерию определяемого наличия количества детей выделяют:
малодетные семьи (с 1–2 детьми);
среднедетные (3–4 ребенка);
многодетные семьи (5 детей и более).
По выбору места жительства семьи подразделяются на:
патрилокальные (когда молодожены живут с родителями мужа);
матрилокальные (когда молодожены живут с родителями жены);
неолокальные (когда молодожены живут отдельно от родителей).
В Беларуси согласно статистическим данным в настоящее время 90% семей – малодетные, 9% – среднедетные, 1% – многодетные семьи, поэтому низкая рождаемость не компенсирует смертность. С 1998 г. уровень смертности в Беларуси превышает рождаемость.
В каждом отдельном случае может вестись речь об устойчивости и относительной стабильности семейного союза, либо о тенденциях и склонности к его распаду.
Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях, регулирующих отношения между членами семьи (мужем и женой, родителями и детьми, родителями и прародителями и т.д.). Они служат укреплению семьи и определению ее места и роли в социальной структуре общества. В качестве основных выделяются следующие функции:
сексуально-репродуктивная (регулирует сексуальные потребности родителей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);
воспитательно-регулятивная (функция первичной социализации и социального контроля, выработка определенных моделей нравственного поведения);
аксиологическая (выработка определенной системы ценностей и норм, мировоззрения);
функция социализации (вовлечение в общественную жизнь, приобщение к проблематике общества; передача социального, житейского опыта из поколения в поколение);
хозяйственно-экономическая (выражаемая в ведении домашнего хозяйства и обеспечении нетрудоспособных членов семьи средствами существования);
эмоционально-коммуникативная (способствующая формированию устойчивой коммуникативной среды на основе родственных чувств, культивированию заботы о ближних, гордости за успехи каждого члена семьи и т. д.);
рекреативно-досуговая (выражающаяся в организации рационального досуга и отдыха, укреплении и восстановлении здоровья и т.д.).
Наличие указанных функций позволяет понять, что семья – это не только человеческий материал и отношения между членами семьи, но и само место проживания, хозяйственная деятельность членов семьи, бытовые условия их существования.
Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:
создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Правовое регулирование брачно-семейных отношений осуществляется на основе законов семейного права или Семейного кодекса. Семейно-брачные отношения регулируются в соответствии со следующими принципами:
добровольность брачного союза мужчины и женщины;
равенство прав супругов в семье;
обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
запрет на ограничение прав граждан, вступивших в брак, по признакам социальной, расовой, национальной и религиозной принадлежности.
Все большую популярность на Западе приобретает заключение брака на основе «брачного контракта». В Республике Беларусь признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах).
В нашей стране для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими возраста 18 лет. Законодательство также регламентирует правила прекращения брака, признания его недействительным, регулирует имущественные отношения между членами семьи. Семейное законодательство придает юридическое значение только зарегистрированному браку. Регистрация брака установлена в государственных и общественных интересах, а также с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей.
Заключение брака производится, как правило, публично, а по желанию вступающих в брак - в присутствии двух совершеннолетних свидетелей. По желанию лиц, вступающих в брак, государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния, обеспечивают торжественную обстановку регистрации заключения брака. Для заключения брака необходимы взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При рождении совместного ребенка или при наличии справки о постановке на учет по беременности, а также в случае объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить установленный частью первой настоящей статьи брачный возраст, но не более чем на три года.
В соответствии с Кодексом о семье и браке Республики Беларусь не допускается заключение брака: между лицами, не достигшими брачного возраста; между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом зарегистрированном браке; между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными; между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
70. Типология семей. Существует классификация семей не только по составу (многодетные семьи, молодежные, однодетные, бездетные, неполные семьи), но и по характеру взаимоотношений в них. Например, идеальная, средняя, негативная, скандально-раздраженная. Или: гармоническая, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные, неблагополучные, в которых имеется явные дефекты воспитания.
Вместо абстрактного противопоставления “благополучных” и ”неблагополучных” семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. По этому признаку различают 10 типов семей: 1) воспитательно-сильные; 2) воспитательно-устойчивые; 3) воспитательно-неустойчивые; 4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними; 5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой; 6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой; 7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д. 8) правонарушительские; 9) преступные; 10) психически отягощенные.
В семьях первого типа, доля которых во всем контингенте семей составляет 15-20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность противоправного поведения детей из неполных семей в 2-3 раза выше, чем из семей с обычной структурой.
Второй тип семей (35-40%) создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.
Для третьего типа семей (10%) характерна педагогическая позиция родителей (например, гипероника и т.п.), которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.
Четвертый тип (15-20%) объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением, уступив свое влияние обществу сверстников.
Остальные типы (10-15%) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенным. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогиски сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений (в 20-50% случаев безнадзорным оказывался и потерпевший подросток), но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- 2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- 3. Методология, методы и логика педагогического исследования
- 4. Основные педагогические понятия
- 5. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 7. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 8. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 9. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
- 14. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 15. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.
- 17. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега и Оуэна.
- 18. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 20. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 21. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 22. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 23. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- 26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 27. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 28. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 29. Детская одаренность.
- 30. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 31. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 34. Функции обучения.
- 35. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 36. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- 38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 39. Виды образования и их взаимосвязь.
- 40. Концепция физкультурного образования.
- 41. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 42. Система принципов обучения и их характеристика.
- 43. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 44. Сущность и содержание методов обучения.
- 45. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 46. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 47. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 49. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- 50. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 51. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 52. Групповые формы обучения.
- 53. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 54. Педагогические требования к уроку.
- 55. Типология и структура уроков.
- 56. Особенности урока физической культуры.
- 57. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 59. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- 62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 63. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 66. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 68. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- 69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 75. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- 80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.