logo
Шпоры по педагогике 3 курс

24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.

Влияние общественно-политической жизни в РБ на гуманизацию и демократизацию системы образования в условиях становления и развития государственности Республики Беларусь. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР. Распад СССР. Придание Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР статуса закона 25 августа 1991 г. Подписание руководителями России, Беларуси и Украины соглашения о формальной ликвидации СССР и образовании СНГ. Данные соглашения были ратифицированы парламентом Республики Беларусь 10 декабря 1991 г.

Важная роль в реализации программы возрождения национальной культуры и белорусского языка основополагающих документов о становлении и развитии образования в Республике Беларусь: «Государственная программа развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР» (1990), Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (1991), Закон «О правах ребенка» (1993). Влияние данных законодательных актов на развитие национального самосознания личности.

В соответствии с Законом об образовании 1991 г., которым было гарантировано создание условий для всестороннего развития личности, удовлетворение образовательных потребностей каждого человека. В образовательные планы учебных заведений вводятся новые дисциплины: история Беларуси, основы информатики и вычислительной техники, мировая художественная культура, основы безопасной жизнедеятельности. Увеличено количество часов, отводимых на преподавание физической культуры. В штат школьных работников введены психологи и социальные педагоги.

Государственные языки в Республике Беларусь согласно статьи 17 конституции страны: белорусский и русский, т.е. законодательно закреплен билингвизм.

Впервые в истории Беларуси в Законе об образовании зафиксированы законодательно 10 % бюджетные расходы на образование (реально выделялось 6,5–5,5 %). Тем не менее, это был законодательно оформленный отказ от остаточного принципа финансирования сферы образования. С 1998 г. берет начало реформа общеобразовательной школы в Республике Беларусь. Основные ее черты: демократизация системы образования, ориентация системы образования на общечеловеческие ценности, создание условий для гармонического развития личности, повышение качества и эффективности образования. Возникли учебные заведения нового типа: гимназии, колледжи, лицеи, а также учебные заведения негосударственной формы собственности – коммерческие вузы. Таким образом, в системе образования состоявшимся фактом стало наличие альтернативных форм получения образования.

В 1998 г. введена процедура централизованного тестирования по отдельным предметам (русский язык, белорусский язык, физика, математика) как форма вступительных экзаменов при поступлении в вузы Республики Беларусь с целью обеспечения равных возможностей абитуриентов и преодолении проблемы коррупции. В 2000 году впервые была апробирована национальная система централизованного тестирования в Беларуси, стали приниматься результаты четырех тест-испытаний в качестве полноправной оценки при поступлении. В настоящее время тестирование можно сдать по 14 предметам учебного цикла.

Начата работа по оптимизации сроков обучения и объема получаемых знаний. Попытка перехода на 12-летнее обучение в рамках общего среднего образования по формуле 4+6+2. Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 №15 "Об отдельных вопросах общего среднего образования" в дальнейшем развитии образования в Республике Беларусь осуществлен отказ от 12-летней модели обучения. С целью оптимизации учебной нагрузки учащихся осуществлен переход на пятидневное обучение при выделении шестого дня недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах. Изучение учебных предметов в общеобразовательных учреждениях осуществляется на базовом уровне. Учащиеся с учетом мнения их родителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях. Из базовой школьной программы выведены для изучения в рамках факультативного обучения предметы «Мировая художественная культура», «Основы безопасной жизнедеятельности». Образование осуществляется по формуле 4+5+2.

В Республике Беларусь создана национальная система учебного книгоиздания.

С целью дальнейшего повышения качества высшего образования в высших учебных заведениях Республики Беларусь по инициативе Белгосуниверситета начат переход к двухступенчатой системе подготовки специалистов с высшим образованием в соответствии с Болонским процессом (Болонская конвенция по высшему образованию, подписана в г. Болонья в 1999 г. представителями 29 европейских стран. Россия присоединилась к ней в 2003 г.. Республика Беларусь рассматривает свое участие в «болонском процессе». Конвенция призвана унифицировать качество образования в Европе и создать единое образовательное пространство. Болонская конвенция предполагает двухступенчатую систему получения дипломов: бакалавриат (трехлетнее обучение) и магистратура (дополнительно к бакалавриату не менее двух лет обучения)).

Концепция развития детского движения в Республике Беларусь (1999 г.); Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь (1997 г.); Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (1999 г.).

Развиваются связи с зарубежными государствами в области образования.

25. Основополагающие документы о развитии образования в Республике Беларусь: Закон «Об образовании в РБ», Закон «О правах ребенка», Концепция реформы общеобразовательной школы, Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.

Система образования является одним из важнейших гарантов социальной стабильности, основой экономического развития общества, источником роста интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации. Ее развитие является одним из важнейших приоритетов государственной политики.

Гуманизация и демократизация системы образования в условиях становления и развития государственности Республики Беларусь. Учет основных изменений, произошедших в Беларуси и мире в целом в основополагающих документах о развитии образования в Республике Беларусь: Закон об образовании в РБ (1991) и его новая редакция – Закон Республики Беларусь «Об образовании (2002), Закон РБ "О правах ребенка" (2000), Концепция реформы общеобразовательной школы в РБ (1996). Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ (1999).

Их авторами учтено, что в XX веке произошел серьезный сдвиг в демократизации образования: образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются. Наблюдается тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей. Это связано с тем, что современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения. Кроме того, образование стало непрерывным, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии. Современная стратегия в области образования – достижение качества, отвечающего требованиям XXI века. Для этого проводятся гуманизация и гуманитаризация образования. Гуманизация означает внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям. Гуманитаризация предполагает повышение роли общественных дисциплин в учебном процессе.

Определение основных направлений и организация образовательного процесса в учреждениях образования Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 г.). Законом Республики Беларусь «О высшем образовании» от 11 июля 2007 г., Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (высшее образование)» от 18 мая 2004 г., Программой развития национальной системы образования на 2006–2010 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 мая 2006 г.

Данные документы закрепляет такую модель образовательных отношений, которая позволяет успешно решать две объективные и необходимые в современных условиях задачи: обеспечение надлежащего качества образования и его доступность.

Цели и задачи системы образования определены в "Основных направлениях развития национальной системы образования". Согласно этому документу в стране создана концептуальная основа для обеспечения комплексного развития всех компонентов системы образования, законодательного закрепления проводимых преобразований.

Многообразие форм получения образования в Республике Беларусь предусматривает существование разноуровневого и разнопрофильного образования, многообразие типов учебных заведений.

Деятельность религиозных учебных заведений в РБ осуществляется в соответствии с законодательством РБ.

В целях повышения качества образования за счет использования информационно-коммуникационных технологий в системе образования осуществляется работа по подготовке учебных пособий на электронных носителях.

Применительно к рассматриваемой теме нельзя не отметить, что с начала 90-х гг. в Республике Беларусь был начат активный законотворческий процесс, в том числе в целях регламентации в национальном законодательстве правового механизма, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей. В 1991–1992 гг. были приняты законы "Об образовании в Республике Беларусь", "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь". В 1993 г. в Беларуси – первой среди республик на постсоветском пространстве был принят закон "О правах ребенка", который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка. На законодательном уровне был закреплен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта права, установлены принципы государственной политики, а также регламентированы обязанности государственных органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение надлежащих условий реализации прав детей. Помимо мер правового регулирования деятельности государственных структур по проведению в жизнь политики государства в отношении детей за последние годы в Республике Беларусь на уровне исполнительной власти были приняты меры в области социальной защиты семей с детьми и, в частности, утверждены Основные направления государственной семейной политики. Сформирован механизм реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей, обеспечения их выживания и развития, поскольку сам по себе факт наличия правовых актов, регламентирующих права детей и защиту их интересов, еще не является гарантией их юридической и социальной защищенности.

Разработана новая Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь – основной документ, раскрывающий цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях, закрепляющий приоритеты воспитания в учреждениях образования. В ней отражены основополагающие идеи государственной идеологии, концептуальные подходы к процессу воспитания, представлены основные направления воспитания детей и учащейся молодежи. Реализация Программы предполагает использование региональных и локальных условий: воспитательных возможностей социума, местных традиций, возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащейся молодежи, консолидацию действий педагогов и таких социальных институтов, как семья, общественные объединения, учреждения культуры и спорта и т.д.

Функционирование и развитие системы высшего образования осуществляется на основе реализации принципов государственной политики в области образования (отражены в Программе развития национальной системы образования на 2006–2010 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь в 2006 г.) Основная цель Программы – развитие системы высшего образования, обеспечивающей потребности отраслей экономики и социальной сферы в квалифицированных специалистах, удовлетворение интересов граждан в получении высшего образования, нравственное и физическое развитие личности. Приоритетными задачами развития высшего образования являются:

– создание эффективных механизмов взаимодействия с отраслями экономики и социальной сферы;

– развитие двухступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием;

– повышение качества подготовки квалифицированных специалистов;

– расширение спектра образовательных услуг;

– повышение профессионализма педагогических кадров;

– укрепление материально-технической базы;

– совершенствование системы идеологической и воспитательной работы в вузах, работы с талантливой молодежью;

– укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.

Программой развития национальной системы образования на 2006–2010 гг. определены мероприятия по решению поставленных задач по направлениям, такие как:

– нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение системы образования;

– обновление и разработка образовательных стандартов и иных нормативных документов, регулирующих содержание образования;

– повышение престижа получения высшего образования в учреждениях образования страны и его конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг;

– включение исследовательской деятельности студентов в образовательный процесс и ряд других.

Основным содержанием модернизации высшей школы и итогом перехода на двухступенчатую систему подготовки специалистов с высшим образованием является сохранение на первой ступени высшего образования массовой подготовки специалистов.

Первая ступень высшего образования (Закон Республики Беларусь «О высшем образовании») обеспечивает подготовку специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, предоставляющих право на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и (или) на обучение в магистратуре. Срок обучения на этой ступени составляет 4–5 лет.

Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы и завершается присвоением академической степени "магистр" и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре. Срок обучения на этой ступени от одного до двух лет.

В 2007/2008 учебном году в учреждениях образования завершается работа по введению в действие образовательных стандартов 2-го поколения.

Важная роль Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 №15 "Об отдельных вопросах общего среднего образования" в дальнейшем развитии образования в Республике Беларусь.

В настоящее время готовится к принятию Кодекс об образовании в Республике Беларусь, призванный обеспечить полное системное регулирование общественных отношений в сфере образования страны. Принятие кодекса позволит решить ряд взаимосвязанных задач. Будет создан единый целостный механизм правового регулирования образования, будут систематизированы и упорядочены действующие нормы права. Документ позволит сохранить преемственность в правовом регулировании образовательной деятельности. Сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере и возможность устранить упущения, противоречия, дублирование и иные имеющиеся недостатки в правовом регулировании отношений в сфере образования.