logo
Шпоры по педагогике 3 курс

32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.

Правильное представление о сущности и характере целостного педагогического процесса является лишь начальным этапом познания этого сложного явления. Обязательным и непременным свойством любой научной теории, в том числе и данной, является ее проникновение в сущность причинно-следственных связей, тех закономерностей и принципов, которые раскрывают механизм исследуемых явлений и процессов. Закономерность целостного педагогического процесса можно определить как проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов.

Закономерности педагогического процесса обладают спецификой, которая может быть кратко охарактеризована следующим образом:

1) Прежде всего, это закономерности целенаправленной, сознательной деятельности людей (операционально-деятельностные).

2) Эти закономерности отражают необходимые, существенные связи между основными содержательными компонентами целостного педагогического процесса. С их помощью устанавливаются принципы организации и управления педагогическими процессами, отбор содержания воспитания и обучения; направленность взаимодействия взрослых и детей; научно обоснованный выбор методов и приемов целостного педагогического процесса и т. д. (содержательно-процессуальные).

3) Большинство закономерностей педагогического процесса недолговечно, они носят исторический характер и подвержены изменениям образовательно-воспитательных парадигм и их сменам.

Таблица. Закономерности педагогического процесса

Операционально-деятельностные

Содержательно-процессуальные

Содержание и характер деятельности детей определяет особенности и результаты педагогических процессов.

Педагогический процесс носит целенаправленный двусторонний, целостный характер.

Единство и взаимосвязь внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность целевого, содержательного, деятельностного, операционного и результативного компонентов педагогического процесса.

Взаимообусловленность педагогической деятельности взрослых и саморазвитие ребенка в результате содержательно насыщенной жизнедеятельности при ведущей роли воспитателей.

Главная движущая сила совершенствования педагогического процесса - своевременное выявление и разрешение педагогических противоречий.

Полнота и содержательность педагогических процессов обусловлены уровнем мастерства воспитателей.

Обусловленность целостного педагогического процесса объективным характером воспитания.

Из выделенных закономерностей вытекают принципы педагогического процесса, те основополагающие требования, соблюдение которых влияет на эффективность этого процесса. Современная педагогическая наука выделяет принципы организации и принципы руководства педагогическим процессом.

Выделяются следующие принципы организации функционирования педагогического процесса:

– принцип научности;

– общественно значимая целевая направленность педагогического процесса;

– комплексный подход к организации различных видов деятельности субъектов педагогического процесса;

– принцип активности субъектов педагогического процесса;

– принцип взаимозависимости и взаимообусловленности всех структурных компонентов педагогического процесса;

– принцип постепенного развития субъектов педагогического процесса;

– единство требовательности и уважения к субъектам педагогического процесса;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса;

– принцип стимулирования деятельности, инициативы и творчества субъектов педагогического процесса;

– создание комфортного психологического климата;

– принцип комплексной оценки деятельности субъектов педагогического процесса.