10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
Школьное образование на белорусских землях имело социально и исторически обусловленный характер. Развитие образования шло в тесной связи с процессом формирования национальной культуры и государственности на Беларуси, на основе взаимодействия культурных традиций восточнославянских племен и культуры Византии, языческих и христианских традиций.
Важную роль в развитии письменности, образовании и в целом культуры сыграли в это время монастыри, храмы, церковные и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики.
Зарождение письменности (кирилица) и ее распространение связывается с деятельностью просветителей – братьев Кирилла и Мефодия Салунских (Греция) во вт. пол ІХ в. Мощное влияние на развитие на развитие образования и педагогической мысли оказало распространение христианства на восточно-славянских землях в Х в. Одним из следствий была ориентация на усвоение византийско-православных духовных ценностей, которые стали одним из источников развития национальной культуры. Вместе с тем православная церковь привнесла в культурно-религиозную жизнь восточнославянского мира политику изоляционизма. Идеологический барьер на многие годы отгородил белорусские земли от Западной Европы.
Основные литературные памятники ХІ–ХІІ вв.: Туровское, Полоцкое и Оршанское Евангелие, берестяные грамоты. Находка археологов в Бресте – гребень из самшита, на котором последовательно помещены буквы алфавита от «а» до «л». Данный гребень выполнял функцию букваря для обучения грамоте. Берестяные грамоты являются свидетельством распространения письменности среди простых горожан.
Деятельность белорусских просветителей ХІІ-ХІІІ вв.: Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Авраамий Смоленский, Ефросинья Полоцкая.
Кирилл Туровский – церковный деятель, автор поучений, торжественных слов и молитв. Сведения о его жизни крайне скупы. Согласно сказанию родился в г. Турове в состоятельной семье. Историки не исключают, что он был сыном туровского наместника великого князя Киевского Святополка Изяславича. По другой версии – наследником князя Ярослава Святополчича. Кирилл постригся в монахи и некоторое время был «затворником». Труды К. Туровского над «изложением божественных писаний» принесли ему известность, и по требованию князя и горожан он был поставлен епископом в г. Турове (Ипатьевская летопись именует его епископом в 1169 г.; в 1182 г. Ипатьевская летопись называет епископом в Турове Лаврентия, следовательно, к этому времени К. Туровский либо оставил епископский стол, либо уже умер). В качестве иерарха Кирилл Туровский занимался обустройством епархии, проповеднической, церковной и политической деятельностью, строил храмы. Произведения К. Туровского: «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и о мнишестве», «Сказание о черноризцем чине», восемь слов на церковные праздники, тридцать молитв и два канона. Наибольшую известность приобрели торжественные слова, написанные на двунадесятые праздники и на воскресные дни пасхального цикла. Вероятно, в период епископства Туровский сочинил торжественные и дидактические проповеди (10 сказаний на праздники Пасхального цикла, «Слово на Богоявление», «Слова на Пятидесятницу» и др.), поучения (об исходе души, о страхе Божием, о мудрости, о пользе чтения книг и др.), притчу о человеческой душе и теле (про хромого и слепого), три больших канона и многое другое. К Борисоглебскому периоду относятся «Слово про то, чтоб не забывать своих наставников», а также 2 притчи к Киево-Печерскому игумену Василию (про немудрого царя и про схиму).
Ефросинья Полоцкая – первая белорусская и, по некоторым данным, восточнославянская просветительница. Полоцкая княгиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. Ее светское имя – Предслава. Родилась она в княжеской семье и была дочкой младшего сына князя Всеслава Брачеславича (известного также как Всеслав Чародей). Ее мать София была дочерью Владимира Мономаха. Хотя, судя по всему, Предславе светило блестящее светское будущее, княжна решила прожить свою жизнь иначе, чем это было принято. По достижении совершеннолетия (в 12 лет) Предслава решила уйти в монастырь и, несмотря на мольбы матери и угрозы отца, так и сделала. В монастыре настоятельницей была ее тетка, она и приняла юную монахиню. Через некоторое время с благословения полоцкого епископа Ильи (после 1116 года) монахиня, теперь уже Ефросинья, поселилась в келье Полоцкого Софийского собора. Там в храмовом скриптории она переписывала и, возможно, переводила книги. Вероятно, около 1124 года Ефросинья получила от епископа Ильи участок под Полоцком (Сельцо) для строительства собственного монастыря. Здесь и был основан женский монастырь св. Спаса (сейчас Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь). В нем до 1128 года получила постриг младшая сестра Ефросиньи, Гредслава (в монашестве — Евдокия), а в 1128 году в монахини пошла и двоюродная сестра просветительницы Звенислава Борисовна (Евпраксия). На месте деревянной церкви примерно в 1132 году архитектор Иоанн по просьбе Ефросиньи поставил каменный храм. Вероятно, он же построил и церковь св. Богородицы при мужском монастыре, который тоже основала Ефросинья. Специально для этой церкви Ефросинья решила приобрести образ Адигитрии Эфесской. Для этого она отправила в Константинополь в 1158 году Михаила — по-видимому, настоятеля монастыря. Из привезенных святынь по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер Лазарь Богша сделал крест, ставший произведением старобелорусского эмального искусства. Монастыри, основанные Ефросиньей Полоцкой, стали центрами образования в Полоцком княжестве. При них работали школы (преподавали чтение, письмо, нотную грамоту, возможно, греческий язык), библиотеки, скриптории, вероятно, иконописные и ювелирные мастерские, богадельня и др. Здесь была создана церковная служба Ефросиньи Полоцкой, нарисован ее образ. До 1187 года было написано «Житие Ефросиньи Полоцкой». Сама Ефросинья создавала и, возможно, записывала молитвы и дидактические проповеди. Среди соотечественников преподобная была известная как справедливый судья, советчица и миротворец. В пожилом возрасте Ефросинья отправилась в паломничество в Иерусалим (в апреле 1167 года). Там она получила аудиенцию у патриарха Луки. В Иерусалиме Ефросинья, обессиленная долгим путешествием, заболела и умерла. Похоронена великая белорусская просветительница была в монастыре св. Феодосия, недалеко от Иерусалима. В 1187 святая была перезахоронена в Федосьевой пещере Киево-Печерской лавры. Только в 1910 году мощи преподобной были привезены в Полоцк
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- 2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- 3. Методология, методы и логика педагогического исследования
- 4. Основные педагогические понятия
- 5. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 7. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 8. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 9. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
- 14. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 15. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.
- 17. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега и Оуэна.
- 18. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 20. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 21. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 22. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 23. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- 26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 27. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 28. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 29. Детская одаренность.
- 30. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 31. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 34. Функции обучения.
- 35. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 36. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- 38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 39. Виды образования и их взаимосвязь.
- 40. Концепция физкультурного образования.
- 41. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 42. Система принципов обучения и их характеристика.
- 43. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 44. Сущность и содержание методов обучения.
- 45. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 46. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 47. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 49. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- 50. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 51. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 52. Групповые формы обучения.
- 53. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 54. Педагогические требования к уроку.
- 55. Типология и структура уроков.
- 56. Особенности урока физической культуры.
- 57. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 59. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- 62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 63. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 66. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 68. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- 69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 75. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- 80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.