38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
Системообразующим компонентом в образовательном законодательстве Республики Беларусь является закон "Об образовании", который выполняет функции основ законодательства в области образования. В нем впервые были сформулированы принципы государственной политики в образовании, которые и послужили основой для реформирования образовательной системы:
• общедоступность образования;
• светский характер образования;
• гуманистический характер образования;
• приоритет общечеловеческих ценностей;
• приоритет свободного развития личности;
• принцип воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;
• принцип единства обучения и воспитания;
• принцип единства культурного и образовательного пространства;
• принцип защиты и развития национальной культуры
(национальных ценностей);
• свобода и плюрализм в образовании;
• демократический, государственно-общественный характер
управления образованием;
• автономность образовательных учреждений;
• научность (обеспечение научного характера образования);
• адаптивность и прогнозируемость системы образования;
• преемственность;
• непрерывность;
• тесная связь образования с наукой и производством,
• мировой уровень образования.
Концептуальные нормы закона "Об образовании" явились фундаментом
разработки законов для каждого из уровней образования (о высшем образовании, о среднем образовании, об общем образовании, о дополнительном образовании и т.д.). Следующим этапом стали разработка и принятие концепций и программ развития образования, т.е. обобщающих документов, регламентирующих, систематизирующих и организующих дальнейшее реформирование образования.
В "Основных направлениях развития национальной системы образования Республики Беларусь" (1999) образование названо определяющим фактором роста эффективности экономики и совершенствования правового демократического государства. Достижение цели реформирования национальной системы образования, по замыслу авторов, предполагает:
• обеспечение опережающего и адекватного реагирования системы
образования на социокультурные преобразования;
• формирование системы обучения и воспитания, отвечающей
задачам нового этапа развития общества.
В качестве основных принципов развития системы образования
Республики Беларусь были заявлены следующие:
• доступность образования;
• равенство прав граждан на получение образования;
• единство образовательных и воспитательных задач;
• обеспечение образовательных запросов личности с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей;
• диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных
учреждений;
• преемственность между уровнями и ступенями образования;
• гуманизация и фундаментальность образования;
• опоры на отечественные традиции и международный опыт развития образования при проведении преобразований;
• поэтапность проведения преобразований и их корректировка с
учетом достигнутых результатов;
• участие общества в осуществлении преобразований и контроль за
их эффективностью.
Основными механизмами реализации задач развития национальной
системы образования Белоруссии явились:
• законодательное закрепление приоритетности образования;
• совершенствование системы управления;
• создание правовых, социально-экономических и материально-
технических условий его развития.
Приоритетность образования отражена в принятии закона Республики
Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", в разработке, подготовке и принятии законов "О высшем образовании", "О профессионально-техническом образовании", "О специальном образовании в Республике Беларусь", "О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь", а также в организации планомерной работы по подготовке нормативных актов, разработке и принятии образовательных стандартов всех уровней, создании базы нормативных документов, регламентирующих деятельность системы образования.
В целях совершенствования системы управления предполагается проведение необходимых структурных изменений республиканских и местных органов управления образованием, переориентация их деятельности на режим управления развитием инновационных процессов. Были предприняты шаги к созданию независимой государственной аттестационной службы, национальной системы мониторинга развития и контроля качества образования с привлечением всех заинтересованных участников процесса образования.
В соответствии с требованиями реформы общеобразовательной школы Республики Беларусь были изменены структура и содержание подготовки педагогических кадров. В профильных вузах созданы факультеты профессионально-педагогического образования для обеспечения профессионально-технической и средней специальной школы педагогами, а также система их переподготовки. Подготовка кадров для системы высшего образования осуществляется через магистратуру и аспирантуру, которая формируется преимущественно за счет выпускников магистратуры.
В целях материально-технического обеспечения реформирования всех звеньев системы образования, наряду с бюджетным финансированием, которое остается основным источником, привлекаются средства, полученные за счет проведения исследовательских работ, выполнения заказов различных отраслей экономики, инновационной деятельности, продажи интеллектуальной собственности и других видов деятельности.
Основными принципами модернизации высшей школы Республики Беларусь являются:
– уточнение целей высшего образования в соответствии с новыми реалиями и тенденциями;
– опережающее нормативное и методическое обеспечение реформы;
– поэтапность перехода в соответствии со спецификой подготовки специалистов определенного профиля;
– создание современной системы обеспечения качества высшего образования;
– оптимизация перечня специальностей высшей школы с учетом реальных потребностей экономики и населения;
– углубление интеграции белорусской высшей школы в мировое образовательное пространство.
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- 2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- 3. Методология, методы и логика педагогического исследования
- 4. Основные педагогические понятия
- 5. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 7. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 8. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 9. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
- 14. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 15. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.
- 17. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега и Оуэна.
- 18. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 20. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 21. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 22. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 23. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- 26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 27. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 28. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 29. Детская одаренность.
- 30. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 31. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 34. Функции обучения.
- 35. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 36. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- 38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 39. Виды образования и их взаимосвязь.
- 40. Концепция физкультурного образования.
- 41. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 42. Система принципов обучения и их характеристика.
- 43. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 44. Сущность и содержание методов обучения.
- 45. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 46. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 47. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 49. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- 50. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 51. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 52. Групповые формы обучения.
- 53. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 54. Педагогические требования к уроку.
- 55. Типология и структура уроков.
- 56. Особенности урока физической культуры.
- 57. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 59. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- 62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 63. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 66. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 68. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- 69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 75. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- 80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.