11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
Франциск Скорина (до 1490, Полоцк, – до 1541, Прага), белорусский первопечатник и просветитель. В 1504 учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философии. В 1512 – в Падуанском университете сдал экзамен на степень доктора медицины. Издательская деятельность Скорины началась в Праге. В 1517 он выпустил "Псалтырь" на славянском языке (известны 2 экз.; хранятся в Историческом музее в Москве и Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). За 1517–1519 гг. издал в Праге 19 отдельных книг Библии; в одной из них помещен титульный лист ко всем книгам – первый титульный лист славянской книги кириллического шрифта. Пражские издания Скорины отличаются высокими художественными достоинствами (много иллюстраций, заставок, инициалов, выполненных в технике гравюры на дереве). В начале 20-х гг. переехал в Вильно, где основал первую на территории ВКЛ типографию. В 1522 выпустил "Малую подорожную книжицу", а в 1525 – "Апостол". В своих изданиях Скорина помещал написанные им предисловия, послесловия, примечания, глоссы. Гуманистические идеи Скорины оказали влияние на общественно-политическую жизнь восточно-славянских народов. Он выступал сторонником широкого просвещения народа, веротерпимости, социального равенства. С именем Скорины связано становление белорусского литературного языка и развитие белорусской письменности. Последние годы жизни провел в Праге в должности личного врача и садовника короля Фердинанда.
12. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (Н. Гусовский, С. Будный). Мощное развитие получила педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации благодаря деятельности просветителя первопечатника Ф. Скорины, творчеству поэта-гуманиста Н. Гусовского, а также С. Будного, В. Тяпинского и других выдающихся восточнославянских мыслителей. В своих произведениях поднимали вопрос о необходимости как можно большего развития народного просвещения. При этом особый акцент делался на облегчение использования книг религиозного характера в качестве учебников, а также для самообразования. Государство нуждалось в обеспечении аппарата управления в хорошо образованных чиновниках – правоведах, медиках и учителях. «Катехизис» Сымона Будного использовался при изучении кальвинстского вероучения, языка и права. Первая кальвинистская школа была открыта в Вильно в середине XVI в. под опекунством Николая Радзивила Черного. Имело пять классов и широкую учебную программу.
13. Развитие школьного образования в истории Беларуси XIX в. Реформы в области образования.
В условиях инкорпорации белорусских земель в состав Российской империи в результате трех разделов Речи Посполитой система образования развивается под влиянием русификаторских процессов, особенно усилившихся после разгрома шляхетского восстания 1830-1831 гг..
В соответствии с реформой 1803-1804 гг. школы белорусских губерний были включены в состав образованного Виленского учебного округа. С 1803 г. его центром являлся Виленский университет (в университет преобразована Главная Литовская школа), где образование осуществлялось на польском языке, но поощрялось изучение истории и местных традиций, что содействовало вызреванию среди студентов идей белорусского национального самосознания. Во главе округа находился Адам Чарторыйский, а преподавательскую деятельность в университете осуществляли Ян и Андрей Снедецкие, Теодор Нарбут, Иоахим Лелевель, Ян Чечет, Адам Киркор, Евстафий и Константин Тышкевичи. Здесь учились Адам Мицкевич, Игнат Домейко, Томаш Зан После восстания 1831 г. университет как средоточие шляхетского свободолюбия и патриотизма закрывается властями в 1832 г. На его базе были открыты медико-хирургическая и римско-католическая академии. Католические монастырские училища преобразуются в светские гимназии и поветовые училища, где преподавание велось на русском языке. Образование начало отстраиваться на принципе «православие, самодержавие, народность». Открываются популярные частные женские пансионы.
С 20-х гг. ХІХ в. начинают распространяться ланкастерские школы – школы взаимного обучения (первая школа такого типа в Российской империи была открыта в Гомеле в 1819 г. графом М. Румянцевым) как отклик на общественное движение за дешевый и быстрый способ получения образования. В Гомеле и Гродно была организована подготовка учителей для ланкастерских школ.
Реализуются мероприятия по развитию специального образования. В 1840 г. начинает свою деятельность Горы-Горецкая земледельческая школа, преобразованная в 1848 г. в земледельческий институт – первое в России высшее агрономическое учебное заведение (закрыт после подавления восстания 1864 г.).
В условиях отсутствия возможности получить высшее образование в Беларуси и за границей (выезд ограничен указом Николая І) белорусская молодежь выезжает за пределы края и поступает на учебу в университеты Киева, Одессы, Харькова, Варшавы, Петербурга и Москвы.
После отмены крепостного права в Российской империи в 1861 г. изменения затронули и сферу образования. Увеличивается количество церковно-приходских школ, народных училищ. Господствующие позиции занимает начальное образование. Действуют мужские гимназии во всех губернских городах. Под влиянием перемен в обществе расширилась сеть женских учебных заведений. Девочек начали принимать в народные училища наровне с мальчиками, открывались частные женские учебные заведения в Бресте, Бобруйске, Витебске, Могилеве, Слониме и Слуцке.
Развитие капиталистических отношений потребовало совершенствования не только среднего, но и профессионально-технического образования. Частные технические школы на Беларуси были созданы еще в середине ХІХ в. К началу ХХ в. сеть среднего и низшего специального и профессионально-техического образования состояла из низших и средних училищ, ремесленных училищ и школ, учительских и духовных училищ. Кроме того, особое место в системе профессионально-технического образования занимали средние специальные учебные заведения – фельдшерские школы, учительские семинарии. При отсутствии в Беларуси высших учебных заведений именно они являлись местными центрами подготовки кадров специалистов.
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- 2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- 3. Методология, методы и логика педагогического исследования
- 4. Основные педагогические понятия
- 5. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 7. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 8. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 9. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
- 14. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 15. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.
- 17. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега и Оуэна.
- 18. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 20. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 21. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 22. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 23. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- 26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 27. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 28. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 29. Детская одаренность.
- 30. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 31. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 34. Функции обучения.
- 35. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 36. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- 38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 39. Виды образования и их взаимосвязь.
- 40. Концепция физкультурного образования.
- 41. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 42. Система принципов обучения и их характеристика.
- 43. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 44. Сущность и содержание методов обучения.
- 45. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 46. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 47. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 49. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- 50. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 51. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 52. Групповые формы обучения.
- 53. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 54. Педагогические требования к уроку.
- 55. Типология и структура уроков.
- 56. Особенности урока физической культуры.
- 57. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 59. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- 62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 63. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 66. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 68. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- 69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 75. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- 80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.