logo
Шпоры по педагогике 3 курс

11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)

Франциск Скорина (до 1490, Полоцк, – до 1541, Прага), белорусский первопечатник и просветитель. В 1504 учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философии. В 1512 – в Падуанском университете сдал экзамен на степень доктора медицины. Издательская деятельность Скорины началась в Праге. В 1517 он выпустил "Псалтырь" на славянском языке (известны 2 экз.; хранятся в Историческом музее в Москве и Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). За 1517–1519 гг. издал в Праге 19 отдельных книг Библии; в одной из них помещен титульный лист ко всем книгам – первый титульный лист славянской книги кириллического шрифта. Пражские издания Скорины отличаются высокими художественными достоинствами (много иллюстраций, заставок, инициалов, выполненных в технике гравюры на дереве). В начале 20-х гг. переехал в Вильно, где основал первую на территории ВКЛ типографию. В 1522 выпустил "Малую подорожную книжицу", а в 1525 – "Апостол". В своих изданиях Скорина помещал написанные им предисловия, послесловия, примечания, глоссы. Гуманистические идеи Скорины оказали влияние на общественно-политическую жизнь восточно-славянских народов. Он выступал сторонником широкого просвещения народа, веротерпимости, социального равенства. С именем Скорины связано становление белорусского литературного языка и развитие белорусской письменности. Последние годы жизни провел в Праге в должности личного врача и садовника короля Фердинанда.

12. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (Н. Гусовский, С. Будный). Мощное развитие получила педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации благодаря деятельности просветителя первопечатника Ф. Скорины, творчеству поэта-гуманиста Н. Гусовского, а также С. Будного, В. Тяпинского и других выдающихся восточнославянских мыслителей. В своих произведениях поднимали вопрос о необходимости как можно большего развития народного просвещения. При этом особый акцент делался на облегчение использования книг религиозного характера в качестве учебников, а также для самообразования. Государство нуждалось в обеспечении аппарата управления в хорошо образованных чиновниках – правоведах, медиках и учителях. «Катехизис» Сымона Будного использовался при изучении кальвинстского вероучения, языка и права. Первая кальвинистская школа была открыта в Вильно в середине XVI в. под опекунством Николая Радзивила Черного. Имело пять классов и широкую учебную программу.

13. Развитие школьного образования в истории Беларуси XIX в. Реформы в области образования.

В условиях инкорпорации белорусских земель в состав Российской империи в результате трех разделов Речи Посполитой система образования развивается под влиянием русификаторских процессов, особенно усилившихся после разгрома шляхетского восстания 1830-1831 гг..

В соответствии с реформой 1803-1804 гг. школы белорусских губерний были включены в состав образованного Виленского учебного округа. С 1803 г. его центром являлся Виленский университет (в университет преобразована Главная Литовская школа), где образование осуществлялось на польском языке, но поощрялось изучение истории и местных традиций, что содействовало вызреванию среди студентов идей белорусского национального самосознания. Во главе округа находился Адам Чарторыйский, а преподавательскую деятельность в университете осуществляли Ян и Андрей Снедецкие, Теодор Нарбут, Иоахим Лелевель, Ян Чечет, Адам Киркор, Евстафий и Константин Тышкевичи. Здесь учились Адам Мицкевич, Игнат Домейко, Томаш Зан После восстания 1831 г. университет как средоточие шляхетского свободолюбия и патриотизма закрывается властями в 1832 г. На его базе были открыты медико-хирургическая и римско-католическая академии. Католические монастырские училища преобразуются в светские гимназии и поветовые училища, где преподавание велось на русском языке. Образование начало отстраиваться на принципе «православие, самодержавие, народность». Открываются популярные частные женские пансионы.

С 20-х гг. ХІХ в. начинают распространяться ланкастерские школы – школы взаимного обучения (первая школа такого типа в Российской империи была открыта в Гомеле в 1819 г. графом М. Румянцевым) как отклик на общественное движение за дешевый и быстрый способ получения образования. В Гомеле и Гродно была организована подготовка учителей для ланкастерских школ.

Реализуются мероприятия по развитию специального образования. В 1840 г. начинает свою деятельность Горы-Горецкая земледельческая школа, преобразованная в 1848 г. в земледельческий институт – первое в России высшее агрономическое учебное заведение (закрыт после подавления восстания 1864 г.).

В условиях отсутствия возможности получить высшее образование в Беларуси и за границей (выезд ограничен указом Николая І) белорусская молодежь выезжает за пределы края и поступает на учебу в университеты Киева, Одессы, Харькова, Варшавы, Петербурга и Москвы.

После отмены крепостного права в Российской империи в 1861 г. изменения затронули и сферу образования. Увеличивается количество церковно-приходских школ, народных училищ. Господствующие позиции занимает начальное образование. Действуют мужские гимназии во всех губернских городах. Под влиянием перемен в обществе расширилась сеть женских учебных заведений. Девочек начали принимать в народные училища наровне с мальчиками, открывались частные женские учебные заведения в Бресте, Бобруйске, Витебске, Могилеве, Слониме и Слуцке.

Развитие капиталистических отношений потребовало совершенствования не только среднего, но и профессионально-технического образования. Частные технические школы на Беларуси были созданы еще в середине ХІХ в. К началу ХХ в. сеть среднего и низшего специального и профессионально-техического образования состояла из низших и средних училищ, ремесленных училищ и школ, учительских и духовных училищ. Кроме того, особое место в системе профессионально-технического образования занимали средние специальные учебные заведения – фельдшерские школы, учительские семинарии. При отсутствии в Беларуси высших учебных заведений именно они являлись местными центрами подготовки кадров специалистов.