logo
Шпоры по педагогике 3 курс

80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.

С материалистической точки зрения духовность обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для других.

Нравственное воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностных качеств. Подчеркнем: нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Только оно обеспечивает формирование у нее добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям. Я.А. Коменский в своем трактате "Наставление нравов" приводил мысль древнеримского философа Сенеки: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же он цитировал народное изречение: "Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает". На первый план в развитии личности выдвигал нравственное воспитание И. Гербарт. Он писал: "Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность". Великий Л.Н. Толстой утверждал: "Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра". Весьма выразительно определял роль нравственного воспитания детей К.Д. Ушинский: "Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что ,.. влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями".

Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение приобретает эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые должны обладать чувством социальной справедливости, совестливостью и сознательной дисциплиной. Естественно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: учебно-познавательную, гражданско-патриотическую, общественную, трудовую, природоохранительную, межличностное общение, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу.

Само же формирование нравственных отношений и моральных качеств осуществляется, как и воспитание личностных качеств вообще. Этот процесс включает в себя:

— анализ нравственной воспитанности учащихся и формирование у них потребности в ее развитии и совершенствовании;

— включение их в морально-гностическую деятельность по осмыслению сущности формируемых качеств и способов их проявления;

— выработку нравственных чувств, взглядов и убеждений;

— формирование соответствующих навыков и привычек поведения;

— развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающих преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдении норм и правил морали.

83. Понятия «экологическое воспитание», «экологическая культура». Сущность, задачи, содержание экологического воспитания.

Основная цель экологического воспитания, как немаловажного компонента всего процесса воспитания, - это формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Экологическая ситуация как фактор усиления внимания к проблеме экологического образования подрастающего поколения. Смена антропоцентрической образовательной парадигмы на экоцентрическую как основа экологического воспитания учащихся.