logo
Шпоры по педагогике 3 курс

1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.

Педагогика – от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. Общественный характер, т. к. выполняет социальный заказ общества. У восточных славян (XII в.) первые учителя получили название «мастера».

Педагогика – одна из наук о человеке, изу­чающая целенаправленную деятельность по развитию и формирова­нию его личности.

Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:

– человек;

– личность и общество;

– воспитание, образование, обучение;

– идеалы воспитания.

Поэтому объек­том педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целена­правленной деятельности общества.

Предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специаль­ных социальных институтах (семья, образовательные и культур­но-воспитательные учреждения).

Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых пе­дагогической наукой.

Постоянные задачи:

– Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Зако­номерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существую­щими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, разви­тость личности в конкретных ее параметрах.

– Задача изучения и обобщения практики, опыта педаго­гической деятельности. Профессиональная образователь­но-воспитательная работа по своему существу всегда твор­ческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся – неотъемлемая черта труда любого педагога-практика.

– Задача прогнозирования образования на ближайшее и от­даленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструкту­ры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образо­вания, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.

– Задача внедрения результатов исследований в практику. Авторы научных разработок в области образования и вос­питания уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные по­следствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стои­мость работы и обратную связь с пользователем для автор­ского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.

Временные задачи. Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Их число, масшта­бы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действи­тельности.

Функции педагогической науки:

– теоретические (объяснение процесса и законов воспитания и обучения, образования и просвещения; обоснование процессов обучения и воспитания);

– практические (вооружение педагогов–практиков научно-теоретическими обоснованиями методов обучения и воспитания);

– прикладные (по отношению к другим наукам).