logo
Шпоры по педагогике 3 курс

60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.

Самоконтроль и самооценка (по Д.Б. Эльконину) – это совокупность изменений, направленных на коррекцию и совершенствование собственной учебно-познавательной деятельности учащегося и его рефлексивной позиции. Выделяется следующие комплексные умения самоконтроля и самооценки учебно-познавательной деятельности учащихся:

1. Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.

2. Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности.

3. Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией.

4. Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию.

5. Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.

Решение проблемы оценивания учащихся тесно связано с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. По мнению А.Б. Воронцова «с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».

Д.Б. Эльконин утверждает, что для становления адекватной самооценки ребенка в условиях безотметочного обучения мало изъять из учебного процесса отметку, необходимо изменить содержание и всех остальных компонентов образовательного процесса. Нужно понять, что это не обучение традиционного типа, из которого изъяты отметки.

Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы; она проще прогностической, поэтому формирование самооценки следует начинать с нее.

Прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности школьников к оцениванию себя. Предлагать учащимся оценить себя возможно только тогда, когда ретроспективная самооценка ими осознана, адекватна и дифференцирована. Возможны два варианта такого самооценивания:

В целом, ретроспективное и прогностическое само- и взаимооценивание помогает ребенку более объективно и осознанно относиться к выставленному учителем итоговому баллу. Учитель же, выставляя такие баллы, оценивает каждого ученика индивидуально, учитывая его самооценку, личные возможности и индивидуальный рост.