logo
Шпоры по педагогике 3 курс

56. Особенности урока физической культуры.

Урок – основная форма учебных занятий по предмету "Физическая культура и здоровье". Он строится в соответствии с общими положениями об уроке. Образовательной целью учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование физической культуры личности в процессе решения взаимосвязанных педаго­гических, гигиенических и прикладных задач, изложенных в пояснительной записке учебных программ. Специфика задач и содержания, предусмотренных предметной программой, обусловливает некоторые особенности школьного урока с учетом разных возрастных групп занимающихся.

Преподавание учебного предмета «Физичес­кая культура и здоровье» в VХI классах включает в себя формирование у учащихся здорового об­раза жизни средствами физической куль­туры и спорта; подготовку учащихся выпускных клас­сов к сдаче выпускного экзамена по вы­бору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учетом содержания учебных программ.

Задачи урока. При единстве образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности ведущими в школьном уроке являются задачи обучения, последовательная конкретизация образовательных задач на год и на каждый семестр. Степень детализации должна быть такова, чтобы можно было судить о приращениях в знаниях, умениях и навыках учащихся, полученных именно в результате данного урока. Практика показывает, что на одном уроке целесообразно решать 23 задачи, связанные с усвоением или совершенствованием учебного материала и с развитием необходимых двигательных качеств. Задачи могут быть поставлены для всего класса или раздельно (полностью или частично) для мальчиков и девочек.

Не меньшее значение имеют оздоровительные и воспитательные задачи, которые должны соответствовать физической подготовленности детей, степени сформированности коллектива (его организованности, дисциплинированности, специфическим особенностям отдельных групп мальчиков и девочек их взаимоотношениям, интересам, наличию лидеров). Оздоровительные и воспитательные задачи с большим трудом поддаются конкретизации. Тем не менее в меру возможного и с учетом характера учебного материала они должны планироваться по годам и семестрам обучения. При подготовке к отдельному уроку их следует конкретизировать и дополнять теми, которые нельзя предусмотреть заранее.

Тщательная разработка задач урока определяет его содержание и структуру в виде логически взаимосвязанной последовательности средств и методов. Сложность проведения школьного урока определяется составом занимающихся: это примерно 2530 мальчиков (юношей) и девочек (девушек), обладающих типичными возрастными особенностями, но с весьма различными индивидуальными их проявлениями. В этих условиях решить многообразные задачи урока можно только при максимально эффективном использовании каждой минуты. Недоработка в одном уроке вызывает накопление нерешенных задач в цепи уроков и нарушение планов. Планы же весьма насыщены, ибо программный материал очень объемный и рассчитан на рациональное использование каждого урока.

Учитель должен отбирать наиболее эффективные пути решения задач, отбрасывая все малозначимое, полезное вообще, но необязательное для данного урока. При этом учитывается анализ предыдущих уроков, используется опыт ведущих учителей, методическая литература. Таким образом, процесс подготовки к уроку превращается в своеобразное исследование, где на базе получения максимальной информации учитель делает самостоятельные выводы.

Некоторые особенности структуры урока. На фоне общей трехчастной структуры выделяют характерные варианты построения, отражающие возрастные особенности учащихся. Чем младше класс, тем большее внимание уделяется укреплению организма и формированию осанки; акцент делается на обучении движениям и действиям; учитывается неспособность учащихся долго проявлять высокий уровень работоспособности. В связи с этим типичные задачи каждой из трех частей урока проникают в другую часть: так, одновременно с введением организма в работу решаются задачи обучения новому материалу (построениям, общеразвивающим упражнениям и т.п.), в основной части даются упражнения для поддержания внимания. Первая часть урока может содержать материал собственно вводной части (так называемый организационный момент) и общеподготовительный, посвященный не столько подготовке к данному уроку, сколько общему укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки. В целом в процессе урока происходит более частая смена видов деятельности, что определяет наличие в каждой части более мелких структурных элементов.

Чем старше класс, тем больше отличия в содержании работы с группами разного пола. Это сказывается и на структуре урока раздельная работа может касаться частей урока, а также отдельных заданий. В IXXІ классах проводится полностью раздельные уроки для юношей и девушек, каждый со своей структурой.

Основные показатели качества школьного урока – это четкое организационное обеспечение урока; всемерная активизация деятельности учащихся с обеспечением дифференцированного подхода к ним; постоянное руководство и контроль учителя.

Организационное обеспечение школьных уроков физкультуры. Организационные мероприятия, являясь на уроке вспомогательными, оказывают существенное воспитательное влияние на школьников. Четко организованная работа с высокой плотностью урока дисциплинирует и мобилизует учеников. Урок физической культуры начинается для класса еще на перемене. Необходимо установить такой порядок переодевания и перехода к месту занятий, который позволит начать учебный процесс с первой минуты урока. Особенно ответственным это является для младших классов, где устанавливаются определенные традиции. Здесь применяется обучение правилам переодевания, соревнование звеньев ("у кого порядок лучше?"), вводятся постоянные обязанности для дежурных. Подростков надо тактично, без излишней опеки приучать к самостоятельному поддержанию порядка в раздевалках.

Обеспечение материально-технических условий проведения урока осуществляется учителем заблаговременно. Приучая учеников к труду по самообслуживанию, необходимо давать дежурным поручения по подготовке мест занятий, инвентаря, средств наглядного обучения. Для того чтобы они были выполнены своевременно и аккуратно, нужно давать посильные поручения. Например, в младших классах назначать двух дежурных, один из которых следит за порядком в местах переодевания и готовит рапорт, а другой раскладывает мелкий инвентарь: мячи, скакалки и т.д.. Подростки могут готовить протоколы для внесения в них результатов, накачивать мячи, делать разметку площадки и многое другое, а старшие дополнительно к этому – приводить в рабочее состояние нужную аппаратуру. Требования к уровню самостоятельности выполнения поручений постепенно возрастают: вначале точно указывают, кем, где, что и в каком порядке должно быть подготовлено, в дальнейшем задание дается группе с ответственностью групповода за организацию работы.

Наглядная информация позволяет экономить время на организационные вопросы: это изображенные на доске, плакатах или карточках схема расстановки снарядов, план работы на станциях при круговом способе организации обучения и т.п. С наибольшей ответственностью, не поручая никому, проверяет учитель условия безопасного выполнения упражнений. Размещение учащихся, расстановку и уборку снарядов надо сочетать с выполнением физических упражнений, например проводить раздачу предметов разными способами, развивая ловкость, сноровку; устанавливать снаряды, выполняя задание по коллективной переноске предметов, соревнуясь при этом в быстроте, точности. Расположение учащихся должно быть удобным для работы. В одних случаях создаются условия для наблюдения учащихся друг за другом, в других – группы располагаются так, чтобы не отвлекаться. Особенно важно это для младших школьников и подростков, внимание которых еще неустойчиво.