5. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
Зарождение воспитания осуществляется в первобытном обществе. Процесс имел характер, обусловленный ходом антропосоциогенеза. Логика развития человека и общества диктует необходимость передачи социального опыта из поколения в поколение. Упорядочивание межличностных, общественных отношений, в том числе и брачно-семейных. Отсюда – появление организационных форм и приемов воспитания. Их содержание, формы и методы подчинены господствующим общественным отношениям и укладу жизни. Традиции общинной формы организации человеческого сообщества обусловили коллективную форму воспитания. Передача личных знаний и навыков от старших поколений к младшим. Обрядность инициации – обряды, знаменующие переход от одной возрастной и социальной ступени развития к другой. Сохранение инициации и ее элементов и в наши дни.
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания – собирали съедобные растения, плоды. С возрастом. степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со. старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные. и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.
Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.
Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.
Возникновение неравенства в воспитании в период разложения первобытного общества.
6. Воспитание и образование в рабовладельческом обществе. Система воспитания в Древней Греции (Афины и Спарте). Взгляды древнегреческих философов Пифагора, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля на воспитание и образование.
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов – Фалеса из Милета (ок. 625–ок. 547 г. до н.э.), Гераклита (ок. 530–470 г. до н.э.), Демокрита (460 – нач. IV в. до н.э.), Сократа (469—399 гг. до н.э.), Платона (427–347 гг. до н.э.), Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), Эпикура (341–270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion – гимнасий) – общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название "сократовский". Главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.
Ученик Сократа, философ Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название платоновской академии (слово "академия" происходит от имени мифического героя Академа).
По Платону человек – это не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие
Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения — это воспитательные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
Воспитательные отношения – это микроклеточка, где факторы внешние (воспитание, образование, обучение) Сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия происходит развитие человека, формируется личность.
Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, ликей («лицей»), так называемую перипатетическую школу (от греческого слова "перипатео" – прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования – принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня, в XX в., мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что "из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков". В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, "физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному". Иной подход к воспитанию сформировался в Спарте, где главный акцент делался на физическом воспитании.
"Спартанское" воспитание предполагало, что все дети воспитывались с 7 лет вне родительской семьи, в суровых условиях выживания: физические испытания, тренировочные бои и сражения, физические наказания и требование беспрекословного послушания. Обучали лишь начальным навыкам чтения и письма, практически не уделяя внимания изучению наук, искусству.В обучении и воспитании преследовалась одна цель: сформировать беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- 2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- 3. Методология, методы и логика педагогического исследования
- 4. Основные педагогические понятия
- 5. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 7. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 8. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 9. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
- 14. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 15. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.
- 17. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега и Оуэна.
- 18. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 20. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 21. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 22. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 23. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- 26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 27. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 28. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 29. Детская одаренность.
- 30. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 31. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 34. Функции обучения.
- 35. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 36. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- 38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 39. Виды образования и их взаимосвязь.
- 40. Концепция физкультурного образования.
- 41. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 42. Система принципов обучения и их характеристика.
- 43. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 44. Сущность и содержание методов обучения.
- 45. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 46. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 47. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 49. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- 50. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 51. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 52. Групповые формы обучения.
- 53. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 54. Педагогические требования к уроку.
- 55. Типология и структура уроков.
- 56. Особенности урока физической культуры.
- 57. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 59. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- 62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 63. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 66. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 68. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- 69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 75. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- 80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.