logo
ответы по экологии

6. Формирование личности дошкольника в процессе его общения с природой

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д.

У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность

Так, в процессе ухода за растениями и животными живого уголка:

- дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

- учатся сравнительному анализу: сравнивая животных, они учатся находить сходство и различие между ними; общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения.

На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе.

В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие, настойчивость в достижении цели, ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, проявлять добрые дела и поступки, когда это необходимо, а этому способствуют знания детей о том как ухаживать за растениями и животными, как создать им условия для благоприятного роста и развития. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

Таким образом, в процессе экологического воспитания, у детей воспитывается любовь к природе и бережное к ней отношение.