27. Значение игры в эод. Сюжетно-ролевые экологические игры
Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, имеет для экологического развития дошкольников большое значение.
Роль игры в системе экологического образования дошкольников:
1) влияние на расширение диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются;
2) игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием;
3) игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.
Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников — как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Виды дидактических игр: предметные; настольно-печатные; словесные; творческие.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д).
Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей.
Творческие игры - строительные с применением природного материала и сюжетно-ролевые.
Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.). Они оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств предметов природы.
Сюжетно-ролевые игры. Это игры, в которых дети отражают свой опыт, знания, приобретенные в процессе общения, взаимодействия с миром природы. Большое значение для оптимального влияния данного вида игр на результативность экологического образования дошкольников будет иметь расширение и обогащение опыта детей посредством проведения природоведческих экскурсий, использования диафильмов, диапозитивов, видео- и кинофильмов, отображающих не только непосредственно мир природы, но и труд людей в природных условиях. Особое влияние оказывает на игры детей рассказы взрослых о своей работе.
Необходимо создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах должны быть специальные наборы игрушек — животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.
В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т. д.
Ценность природного материала — в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.
- 1. Обучающая и воспитывающая функция природы
- 2. Роль природы в нравственном воспитании дошкольников
- 3. Методы развития экологического мышления у дошкольников
- 4. Значение эв в воспитании моральных качеств дошкольников
- 5. Экскурсия как метод эв и поведения в природе
- 6. Формирование личности дошкольника в процессе его общения с природой
- 7. Роль художественной литературы в эвд
- 8. Эвд в уголке живой природы
- 9. Использование Дидактических игр в эвд
- 10. Методическое руководство экологической работой в доу
- 11. Разработка занятий по эв в разных возрастных группах
- 12. Циклические наблюдения в природе
- 13. Роль и место разнообразных игр в обогащении, закреплении, систематизации знаний детей о природе
- 14. Природа как фактор общего психического развития ребенка
- 15. Развитие у детей эстетического восприятия природы
- 16. Прием моделирования в ознакомлении дошкольников с природой
- 17. Несложные опыты в неживой природе как метод эод
- 18. Роль труда в формировании знаний детей о природе
- 19. Использование природы в воспитании детей до школы в истории русской прогрессивной педагогики
- 20. Тематическое планирование экологических занятий и экскурсий на сезон
- 21. Основные направления работы методиста по руководству эв в детском саду
- 22. Наблюдение основной метод эод. Виды наблюдений
- 23. Природа как фактор интеллектуального развития детей
- 24. Фенологические наблюдения. Задачи фенологических наблюдений
- 25. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
- 26. Формирование системы экологических знаний у дошкольников на основе представлений и элементарных понятий
- 27. Значение игры в эод. Сюжетно-ролевые экологические игры
- 28. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами природы
- 29. Игра в разных возрастных группах детей дошкольного возраста. Подвижные игры в экологическом образовании
- 30. Экологическое воспитание дошкольников в истории зарубежной педагогики (я.А. Коменский)
- 31. Роль экскурсий в эОиВ дошкольников. Методика проведения экскурсий
- 32. Использование природы в воспитании детей до школы в истории русской прогрессивной педагогики (в.Ф. Одоевский)
- 33. Экологические прогулки
- 34. Система первоначальных знаний о природе как основа элементов развития экологического сознания
- 35. Опытническая работа в эод. Опыты в живой природе
- 36. Эод как способ регулирования взаимоотношений человека с природой
- 37. Принцип отбора содержания знаний в эвд
- 38. Задачи эод
- 39. Природа в системе ценностей человека
- 40. Роль моделирования в эод. Предметное моделирование различных явлений природы
- 41. Критерии сформированности эвд
- 42. Формы эод. Занятия и их виды
- 43. Эод как процесс формирования гуманно-деятельностного отношения к природе
- 44. Словесные методы в эод. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
- 45. Краеведческий принцип познания природы
- 46. Наглядные пособия и их роль в эод
- 47. Системность знаний как основа миропонимания
- 48. Словесные методы в эод. Беседы о природе: типы, цели, задачи
- 49. Взаимосвязь обучения, воспитания и экологического сознания детей
- 50. Создание условий для эод. Аквариум как модель экосистемы
- 51. Педагогические условия эод