logo
ответы по экологии

30. Экологическое воспитание дошкольников в истории зарубежной педагогики (я.А. Коменский)

В педагогических трудах Я.А. Коменского была впервые представлена развернутая система обучения и воспитания ребенка. По его мнению, обучение и воспитание - это самостоятельная область знаний, которая выстраивается по определенным принципам.

1633г – Коменский составил для матерей независимо от сословия книгу «материнская школа». В данной книге представленная программа воспитания и обучения, а так же предложил методы для реализации данной программы.

Коменский ставит вопрос «чему учить ребенка?» и на первый план выдвигает те знания, которые сейчас называют естественно- научными знаниями.

В программу он предложил включить: физика, оптика, астрология, география и т.п.

Для дошкольников он предложил организовать чисто эмпирические представления, т.е. обучение и воспитание должно осуществляться на основе чувствительного восприятия, при этом важно научно рассматривать предметы и явления, правильно их называть.

Он предлагал знакомить с природой доступным способом, т.е. через наблюдение. В процессе изучения они знакомятся с сезоном, с особенность каждого сезона, с характерными природными явлениями. Знания должны получать научно, достоверно, т.е. как приобщать детей к этим знаниям и закладывает основу или формирование научного мировоззрения.

Основные положения:

- Идея о том, что дошкольникам достаточно усвоения системы знания, при этом взрослому отводится главная роль в формировании системы знаний у ребенка.

- Идея возрастного подход, к обучению и воспитанию ребенка он определил то содержание знаний, которое он должен усвоить к 2-3годам и 4-5 лет и в содержание знаний включает знания о растительности и животном мире, о сезонах и о неживой природе.

В природе необходимо организовывать совместный труд взрослых и ребенка.

Задачи: овладение научными знаниями. Организация наблюдения, формирование трудовых умений и навыков, формирование бережного отношения к природе.