logo
ответы по экологии

50. Создание условий для эод. Аквариум как модель экосистемы

Типичным примером использования предметных моделей в экологической работе с детьми является аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре).

Аквариум воспитывает любовь к живому, к природе, к пониманию удивительного мира воды. Аквариум — это сосуд для содержания водных организмов.

Его можно рассматривать как искусственную модель водоема, поэтому аквариум — это прибор, представляющий действующую модель водоема, управляемую человеком.

Аквариум — модель экосистемы.

В аквариуме сосредоточены четыре характерных для водной экосистемы компонента: неживые, так называемые абиотические вещества (грунт, вода и т. д.) и три группы живых существ — фотосинтезаторы (водоросли и высшие водные растения), потребители (животные всех видов, от инфузорий до рыб, растительноядные и хищные), наконец, разрушители (бактерии и грибы, существующие за счет мертвых тканей растений и животных; они перерабатывают ткани до простых веществ, пригодных для усвоения растениями).

Кроме того, в аквариуме происходит круговорот веществ, подобный круговороту веществ в природе. Система аквариума, до известных пределов, обладает определенной устойчивостью, способностью восстанавливать нарушенное равновесие.

Создание условий:

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей.

Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универ­сальности и самоценности природы.

В дошкольном учреждении должна создавать условия для:

- познавательного развития ребенка

- эколого-эстетического развития ребенка

- оздоровления ребенка

- формирование нравственных качеств ребенка

- формирование желания и умения сохранять окружающий мир природы

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам

0 формирования экологически грамотного поведения

- экологизации различных видов деятельности ребенка.