logo
ответы по экологии

14. Природа как фактор общего психического развития ребенка

Развитие ребенка средствами природы должно заключаться в планомерном расширении круга его представлений, которые он получает с помощью органов чувств. Для того чтобы эти представления были полными в процесс познания должны быть включены как можно больше анализаторов, также обязателен фактор активности самого ребенка.

Для этого необходимо использовать различные методы:

1) Наблюдение

2) Опыты;

3) Игры, словесные игры, помогающие познать природу; дидактические игры, помогающие приблизить изучаемый предмет к ребенку, осмыслить его суть;

4) Беседы, развивают у ребенка аналитическо-синтетическую деятельность, самостоятельность; использование в беседе наглядный материал, представленный в виде картинок.

5) Использование экскурсии и прогулки, так как при наблюдении природы в естественных условиях ребенок получает возможность развивать любознательность и наблюдательность.

В процессе изучения природы различными методами развиваются мышление, восприятие, память, внимание, речь, воображение.

Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами – совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.