logo
ответы по экологии

12. Циклические наблюдения в природе

Наблюдение обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

Организация длительных наблюдений (циклов) - это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности.

Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на "порции", что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.

Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему.

Проведение цикла экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Цикл наблюдений - удобная форма организации педагогического процесса. Составление, разработка цикла наблюдений - это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному, в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы. По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений - дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым.

Пример: цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме безотносительно возраста дошкольников).

1. Что живет в аквариуме? Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней. 2. В каких условиях живет рыбка? Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки.

3. Что и как ест рыбка? Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки.

4. Что есть у рыбки? Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки.

5. Рыбка живая - о ней надо заботиться. Цель. Показать, что рыбка не может жить в плохих условиях.

6. Как рыбка плавает? Цель. Учить наблюдать за поведением рыбки.

7. Как рыбка отдыхает? Цель. Знакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы.

8. Аквариум с золотой рыбкой - это красиво. Цель. Учить, на примере аквариума, замечать красоту.