35. Опытническая работа в эод. Опыты в живой природе
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Значение опытов. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой (в средней группе), для того чтобы показать детям, какой корм ей необходим, воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.
Методика проведения опыта. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участ-никами (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными.
Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.
Пример организации опыта с живой природой.
Ц е л ь. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.
Ход опыта. Воспитатель ставит перед детьми задачу: где лучше будет расти овес — в темном или светлом месте? Обсудив с детьми выдвинутые предположения, он предлагает проверить их и организует опыт. Два ящика с проросшим овсом помещают в разные по освещенности условия: один — в темное место, другой — на освещенный солнцем подоконник. Вместе с детьми воспитатель устанавливает, что все условия (размер растений, их количество, величина ящиков, количество воды для полива) одинаковы, кроме одного — степени освещенности. Педагог проводит длительное наблюдение за изменениями вида растений. Наиболее яркие изменения в ходе опыта дети зарисовывают.
Когда изменения становятся явными, воспитатель предлагает детям сравнить растения и сделать выводы. Для подтверждения полученных выводов растения, росшие в более темном месте, помещают в светлое. Происходящие изменения вновь отмечают и обсуждают.
Фиксация опыта. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.
- 1. Обучающая и воспитывающая функция природы
- 2. Роль природы в нравственном воспитании дошкольников
- 3. Методы развития экологического мышления у дошкольников
- 4. Значение эв в воспитании моральных качеств дошкольников
- 5. Экскурсия как метод эв и поведения в природе
- 6. Формирование личности дошкольника в процессе его общения с природой
- 7. Роль художественной литературы в эвд
- 8. Эвд в уголке живой природы
- 9. Использование Дидактических игр в эвд
- 10. Методическое руководство экологической работой в доу
- 11. Разработка занятий по эв в разных возрастных группах
- 12. Циклические наблюдения в природе
- 13. Роль и место разнообразных игр в обогащении, закреплении, систематизации знаний детей о природе
- 14. Природа как фактор общего психического развития ребенка
- 15. Развитие у детей эстетического восприятия природы
- 16. Прием моделирования в ознакомлении дошкольников с природой
- 17. Несложные опыты в неживой природе как метод эод
- 18. Роль труда в формировании знаний детей о природе
- 19. Использование природы в воспитании детей до школы в истории русской прогрессивной педагогики
- 20. Тематическое планирование экологических занятий и экскурсий на сезон
- 21. Основные направления работы методиста по руководству эв в детском саду
- 22. Наблюдение основной метод эод. Виды наблюдений
- 23. Природа как фактор интеллектуального развития детей
- 24. Фенологические наблюдения. Задачи фенологических наблюдений
- 25. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
- 26. Формирование системы экологических знаний у дошкольников на основе представлений и элементарных понятий
- 27. Значение игры в эод. Сюжетно-ролевые экологические игры
- 28. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами природы
- 29. Игра в разных возрастных группах детей дошкольного возраста. Подвижные игры в экологическом образовании
- 30. Экологическое воспитание дошкольников в истории зарубежной педагогики (я.А. Коменский)
- 31. Роль экскурсий в эОиВ дошкольников. Методика проведения экскурсий
- 32. Использование природы в воспитании детей до школы в истории русской прогрессивной педагогики (в.Ф. Одоевский)
- 33. Экологические прогулки
- 34. Система первоначальных знаний о природе как основа элементов развития экологического сознания
- 35. Опытническая работа в эод. Опыты в живой природе
- 36. Эод как способ регулирования взаимоотношений человека с природой
- 37. Принцип отбора содержания знаний в эвд
- 38. Задачи эод
- 39. Природа в системе ценностей человека
- 40. Роль моделирования в эод. Предметное моделирование различных явлений природы
- 41. Критерии сформированности эвд
- 42. Формы эод. Занятия и их виды
- 43. Эод как процесс формирования гуманно-деятельностного отношения к природе
- 44. Словесные методы в эод. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
- 45. Краеведческий принцип познания природы
- 46. Наглядные пособия и их роль в эод
- 47. Системность знаний как основа миропонимания
- 48. Словесные методы в эод. Беседы о природе: типы, цели, задачи
- 49. Взаимосвязь обучения, воспитания и экологического сознания детей
- 50. Создание условий для эод. Аквариум как модель экосистемы
- 51. Педагогические условия эод