4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
Если русскую средневековую культуру Московского периода характеризовала закрытость от Европы, то петербургский период, напротив, отличается открытостью и устремленностью в Европу.
Культурный разрыв с Западом (о причинах которого было сказано выше) обуславливал, в конечном итоге, растущую культурную отсталость средневековой Руси, особенно в научно-технической сфере. К концу XVII в. это отставание превратилось в серьезную проблему: по какому пути пойдет Россия – по восточному (традиционность, закрытость) или западному (динамичность, открытость)?
«Окно в Европу», прорубленное Петром I, открыло для России путь к мировой культуре: традиционная русская культура, впитавшая и освоившая достижения Запада, делает в XVIII–XIX вв. духовный рынок, выведший ее к достижениям мирового значения.
Проникновения западноевропейской культуры в России XVIII в. можно сравнить (А.С. Кармин) с приходом византийской культуры в Киевскую Русь X в. «В обоих случаях обширное и могучее государство, лежащее на европейском контененте, между Востоком и Западом, волей его правителей разворачивалось лицом к Европе: первый раз – к господствовавшей там христианской религии, второй раз – к светской культуре Просвещения»6. И в первом и во втором случае контакт с иноземными культурами обеспечивал мощный культурный подъем и, одновременно, вызывал резкое сопротивление адептов старины и самобытности (сначала – язычников, затем, по иронии судьбы, – христиан–ортодоксов). Как бы то ни было, способность впитывать в себя и развивать достижения иных культур, вступать с ними в диалог становится с петровских времен характерной чертой русской культуры.
Вместе с тем, петровские реформы, значение которых трудно переоценить, предопределили разрыв между старой («почвой») и новой («просвещение») культурами. Таковой была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции.
Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» (московское) бытие и надолго застыл (А.С. Кармин) в неменяющихся формах этнической культуры. Русская же национальная (петербургская) культура, освоив плоды европейской науки, искусства, философии в XVIII–XIX вв., принимает форму дворянской, городской, светской, «просвещенной» культуры и в этом качестве становится одной из богатейших национальных культур мира.
Не абсолютизируя этот разрыв (этнической и национальной культур), следует признать, что идеи Просвещения глубоко (ни тогда, ни сейчас) так и не проникли в толщу народа. Если в XVIII – первой половине XIX вв. русское «просвещение» – узкий слой европейски образованного дворянства, то во второй половине XIX–XX вв. – это не менее узкий слой интеллигенции. «Нигде, кажется, не было такой пропасти между верхним и нижним слоем, как в петровской, императорской России, – пишет Н.А. Бердяев. – … И не одна страна не жила одновременно в столь разных столетиях: от XIV до XIX века и даже до века грядущего, до XXI века. … Образование и культурные слои оказались чужды народу» 7.
Историческое притяжение–противостояние «почвы» и «просвещения» в русской культуре проявилось в споре «славянофилов» и «западников», а также – позднейших их модификациях – «почвенников» и «еврозийцев». Отголоски этих споров слышны и сегодня, приобретая иногда карикатурные, а подчас и зловеще-националистические, фашизоидные очертания. К сожалению, культурный разрыв «почвы» и «просвещения» не изжит в России до сих пор.
Вместе с тем, указанный разрыв не отменяет преемственности культурных традиций и внутренней целостности русской культуры: если итогом известного изоляционизма Московского царства можно признать становление великорусской нации, то «открытость» петербургского периода позволяет России сделать следующий шаг – создать свою национальную культуру, уже к концу первой половины XIX в. достигшей общечеловеческого признания.
В советский период «почва» и «просвещение» частично сближаются за счет введения всеобщего среднего образования, индустриализации экономики, широкой подготовки специалистов как в городе, так и на селе. Культурный подъем 60-х (реакция на хрущевскую «оттепель») позволил советской уже интеллигенции8 ощутить себя, в лучших своих проявлениях, наследницей русской (дореволюционной) интеллигенции. Но в условиях диктата «единственно правильной» советской идеологии, декларирующей разрыв с «проклятым наследием прошлого», надеждам на восстановление целостности культуры не дано было осуществиться.
? | Контрольные вопросы и задания Древняя (Новгородско-Киевская) Русь 1. Есть ли исторические основания говорить о двух центрах русской государственности: Новгороде и Киеве? 2. В чем заключается этническое своеобразие самоназвания «русские»? 3. Древнерусская мифология и ее место в русской культуре. 4. Историческое значение крещения Руси. Специфика русского православия.
Средневековая (Московская) Русь 1. Назовите причины выдвижения Москвы в качестве нового центра русской государственности. 2. Каковы последствия монгольского ига в истории русской культуры? 3. Укажите позитивные стороны московской – общерусской – культуры. 4. В чем историческая ограниченность культуры Московского царства?
Культура Российской империи 1. Чем была обусловлена необходимость реформ на рубеже 17–18 вв.? 2. В чем заключаются особенности русского Просвещения? 3. В чем причины разрыва «просвещения» и «почвы» в истории русской культуры? 4. Почему 19 век был назван «золотым веком Русской культуры»? |
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47