5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
«Воистину жестокий» XIX век порождал неверие в буржуазный прогресс, в существование «Свободы», «Равенства», «Братства», а трагические события 1905-7 годов и кровавый опыт Первой Мировой войны ставили под сомнение саму возможность разумного устройства общества. Дискредитация разума, его неспособность «постичь механику бытия» явилось главной причиной разрыва с реалистической традицией.
Понимание того, что искусство есть, своего рода, инструмент самопознания культуры (М.С. Каган), обусловлено особое внимание к модернистскому искусству (шире – художественной культуре) как феномену культуры 20 века.
Сложным взаимодействием социально-культурных процессов на рубеже веков опосредовано появление в художественной культуре такого явления как авангард (авангардизм), основанного на отрицании традиций и порывающего с реализмом.
Авангардизм – явление обусловленное временем. Это 10–20 годы как в России, так и в Европе. Если принять, что его суть в разрыве с существующими нормами и традициями, в абсолютизации нового, то первыми в России авангардистами были декаденты. В советский период «декаданс» воспринимался как синоним упадничества и разложения. Сегодня такой подход преодолен. Декаденство Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, К. Бальмонта, и др. конца XIX века означало, в первую очередь, разрыв с идейным наследием революционной демократии и народничества, сосредоточенность на сложном внутреннем мире собственного «Я» и особого рода эстетизм, связанный с болезнью красоты. Эти, так называемые декаденты, к которым вначале нового века присоединились А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие, назвав себя «символистами», вместе с молодыми «акмеистами» Н. Гумилевым, А. Ахматовой, О. Мандельштамом и другими положили начало «серебряному веку» русской поэзии и культуры.
У истоков нового направления в живописи начала века оказались такие русские художники как В. Кандинский и К. Малевич. Авангард в живописи отказывался «изображать жизнь в формах самой жизни», но вознамерился через разрушение внешнего подобия извлечь силой интуиции художника из человеческого подсознания то, что задавлено разумом, запретами, сковано догмами реализма; отодвинуть видимое (т.е. случайное) и показать чистую духовность.
Через фовизм Маттиса, кубизм Пикассо и футуризм Маринетти «новое» искусство начала века становилось все более беспредметным («Черный квадрат» Малевича – крайняя степень отказа от фигуративного искусства).
В. Кандинский, основоположник абстракционизма, и его последователи довели до конца разрушение единства формы и содержания: в их полотнах и скульптурах запечатлено полное отсутствие какого-либо подобия видимого мира (как, например, в его композициях № 1, 2 и т. д.). В абстракционизме Кандинский видел спасение человека от «кошмара материалистических мировоззрений», и хотел «психической силой краски» вызвать в нем «душевную вибрацию».
Разрыв с традицией, поиски новых форм выражения были присущи не только изобразительному искусству или поэзии, но отражали тенденцию общекультурную. Так например, в 20-е годы американский писатель Джон Дос Пассос «открывает» литературу «потока сознания» как прямое воспроизведение процессов душевной жизни или сплошной «внутренний монолог» персонажей, нерасчлененный на логические периоды, отдельные фразы, слова…, смонтированный из обрывков детских воспоминаний, фрагментов газетных статей, обрывков песен, пословиц, шума за окном… «Поток сознания» как метод раскрывал не только невозможность постижения внутренней, внешне не выраженной, жизни человека, его психики, но и отражал трагическую разорванность сознания человека начала века. По своему этот метод был воспринят такими выдающимися писателями Запада как Д. Джойс, В. Вульф, М. Пруст и другие.
«Новый» взгляд на мир не мог не оказать серьезного влияния и на писателей – представителей европейского экспрессионизма и экзистенциализма: Ф. Кафку, А. Камю, Ж.-П. Сартра и др.
Одним словом, авангард, начавшийся как разрыв с традицией и реализмом, как «пощечина общественному вкусу» и эпатаж породил, в конечном итоге, сложное, многоплановое, далеко не однозначное явление XX века – философию и искусство модернизма.
Термином модернизм (от франц. «modern» – современный), при всем многообразии его проявлений и несводимости к тому или иному художественному и философскому направлению, течению, школе, принято обозначать разнообразные нереалистические течения в философии и искусстве, возникшие накануне и после Первой мировой войны. Попробуем, все-таки, выделить некоторые важнейшие стороны модернизма:
Во-первых, это, как уже было указано, – принципиальный разрыв с традицией и реализмом.
Во-вторых, признание несостоятельности разума и утверждение приоритета интуиции художника в постижении истинной сути вещей; проникновение в сферу подсознательного.
В-третьих, поиски и абсолютизация новых форм художественного самовыражения.
В-четвертых, наконец, это наличие серьезных философских истоков модернизма, объединяющих подчас мыслителей разных философских школ и направлений. В том числе, это влияние Канта и «неокантианства», «философии жизни» Шопенгауэра, Бергсона, Ницше и психоаналитического учения Фрейда, «философии всеединства» и эстетики (особенно для русских символистов) Соловьева, творческих озарений Достоевского и т. д.
В эстетических концепциях Д. Мережковского, А. Белого, К. Малевича, В. Иванова и др. по-своему (по-модернистски) интерпретировалось творчество великих предшественников. Поэтому столь разные явления в искусстве XX века могли быть отнесены к модернистским. Назовем некоторые из них:
В живописи – это фовизм (А. Матисс, А. Дерен); кубизм (П. Пикассо, Д. Брак); абстракционизм (В. Кандинский); супрематизм (К. Малевич); примитивизм или наивное искусство (М. Шагал, Н. Пиросмани); сюрреализм (С. Дали) и т.д.
В литературе (в поэзии и прозе) – символизм (А. Блок, Вяч. Иванов); акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова); футуризм (Ф. Маринетти, В. Маяковский); роман потока сознания (Д. Лассос, М. Пруст, Д. Джойс); экспрессионизм (Ф. Кафка); экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр); «Театр абсурда» (С. Беккет, Э. Ионеску); театральное творчество Е. Вахтангова, В. Мейерхольда и др.
Как явление неоднородное и внутренне противоречивое, искусство модернизма явилось выражением кризиса культуры, крайнего перенапряжения и разорванности сознания человека, ощущения абсурдности бытия – с одной стороны, с другой – модернисты активно искали пути преодоления кризиса, выхода в новую реальность, исцеления...
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47