logo
Культурология (2005), А

1.2. Историческая типология культуры

История культуры имеет хромо-структуру (структурное членение). В известном смысле, мы можем говорить о стадиях, этапах, фазах или периодах человеческой культуры как о качественно различающимся сос­тояниях, Эти различия – не только в содержании мировоззрений, пред­ставлений того или иного периода культуры, но и в изменении соотно­шений различных подсистем культуры в её целостности (материальной, духовной, художественной культурах, науке, религии, философии, ис­кусстве...).

В исторической науке, философских и культурологических исследованиях принято, говоря об этапах раз­вития человеческого общества, называть их детством, юностью, зрело­стью... человечества. И это не случайно: правомерность сравнения ис­тории человечества с историей жизни индивида получила самые серьёз­ные научные обоснования.

Биография человека – биография человечества... Попробуем разоб­раться.

Что ведёт за собой изменение соотношения физического и психи­ческого в человеке, внешнего поведения и обуславливающих его психи­ческих процессов и т.п. (т.е. соотношение младенчества – детства – отрочества и т.д.)? С изменением соотношения частей системы, струк­тур изменяется и доминанта человеческой деятельности.

Ещё в 30-е годы советские психологи (Выготский, Рубинштейн) по­лагали такими доминантами игру, учение, труд в соответствии с пери­одами жизни человека – детством, юностью, зрелостью. Каждому перио­ду соответствует и определённый тип деятельности.

Сегодня можно уточнить эту классификацию:

1-й период (1–3 года) младенчество, доминанта – общение (речь) с ма­терью.

2-й период (3–7 лет) детство, доминанта – игра. Игра – ролевая, но не по правилам (как спорт, например), но самодеятельно-художествен­ная (дочки–матери…); игра не для зрителя, а для себя, для собствен­ного удовольствия, где актёр и зритель – одно лицо, т.е. игра как художественное творчество и как способ познания мира.

3-й период (7–12 лет) отрочество, доминанта – учение (познаватель­ная деятельность). Ребёнок узнаёт мир, его законы, имеет потребность получать объясняющие знания.

Рубеж – половое созревание.

4-й период (I3–18, 20 лет) юность, доминанта – ценностно-ориен­тационная деятельность. Половое созревание имеет значение не только физическое, но психическое: это начало взрослости, т.е. формируется потребность в выработке собственных критериев деятельности (нравст­венные проблемы приобретают в этот период главное значение). Знания как ценности уже не принимаются: необходим личный опыт, личная оценка (учение как деятельность уходит на второй план).

5-й период (20–55, 60 лет) зрелость, ведущий тип деятельности – преобразовательная, практическая деятельность (труд).

6-й период (60–... лет) старость, ведущий тип деятельности – общение (если деятельность преобразовательно-практическая уже закончена). При­чём общение не только со сверстниками, но и последующими поколе­ниями как передача опыта. Можно высказать предположение (М.С. Каган), что цикл человеческой жизни будет полноценным тогда, когда, начавшись обще­нием, он общением и заканчивается.

Этапы человеческой истории, развития культуры человеческого общества, в известной степени, могут быть поняты через соотнесение с этапами (периодами) жизни индивидуального человека.

С чего начинается история культуры? В каком соотношении нахо­дятся культуры духовная, материальная и художественная на каждом историческом этапе?

Обычно периодизацию ведут от первобытного общества, но родо-племенной строй не возник вдруг – его предыстория более продолжитель­на, чем вся последующая эпоха цивилизации.

Поэтому период предыстории (несколько миллионов лет назад), переход от биологической формы жизни к социальной, от природной – к культурной (период формирования человека из обезьяны), т.е. известная нам история культуры – миг, по сравнению с предшествующими ей миллионами лет, которые были ещё и не собственно человеческой историей.

Первые каменные орудия до топора и уже топор, в известном смысле, можно считать первыми шагами в создании материальной культурой.

Период предыстории (становления, формирования культуры) может быть понят как период культурогенеза, который совпадает с антропогенезом (становление, формирование человека) и социогенезом (становление, формирование человеческого общества).

Процесс культурогенеза – трёхсторонний и единый, где материальная, духовная и художественная культуры не есть самостоятельные роды деятельности, но три стороны развития одной культуры.

В соответствии с принятыми в исторической науке классификациями могут быть выделены следующие исторические типы культуры:

1. Культура первобытности (25–35 тыс. лет назад).

2. Культура Древнего мира (5–6 тыс. лет назад).

3. Культура Античности (10 в. до н.э. – 5 в. н.э.).

4. Культура Средневековья (5–14 вв.).

5. Культура Возрождения (15–16 вв.).

6. Культура Нового времени (17–19 вв.).

7. Культура современности (20–начало 21 вв.).

?

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «культура» с точки зрения деятельностного подхода. Раскройте его смысл.

2. В чем смысл оппозиций: ПРИРОДА–ОБЩЕСТВО, ПРИРОДА–КУЛЬТУРА, ПРИРОДА–ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК–ОБЩЕСТВО?

3. Что связывает следующие компоненты цепочки: ПРИРОДА–ОБЩЕСТВО–КУЛЬТУРА–ЧЕЛОВЕК?

4. Назовите исторические типы культуры. В чем смысл исторической типологии культуры?