1.2. Историческая типология культуры
История культуры имеет хромо-структуру (структурное членение). В известном смысле, мы можем говорить о стадиях, этапах, фазах или периодах человеческой культуры как о качественно различающимся состояниях, Эти различия – не только в содержании мировоззрений, представлений того или иного периода культуры, но и в изменении соотношений различных подсистем культуры в её целостности (материальной, духовной, художественной культурах, науке, религии, философии, искусстве...).
В исторической науке, философских и культурологических исследованиях принято, говоря об этапах развития человеческого общества, называть их детством, юностью, зрелостью... человечества. И это не случайно: правомерность сравнения истории человечества с историей жизни индивида получила самые серьёзные научные обоснования.
Биография человека – биография человечества... Попробуем разобраться.
Что ведёт за собой изменение соотношения физического и психического в человеке, внешнего поведения и обуславливающих его психических процессов и т.п. (т.е. соотношение младенчества – детства – отрочества и т.д.)? С изменением соотношения частей системы, структур изменяется и доминанта человеческой деятельности.
Ещё в 30-е годы советские психологи (Выготский, Рубинштейн) полагали такими доминантами игру, учение, труд в соответствии с периодами жизни человека – детством, юностью, зрелостью. Каждому периоду соответствует и определённый тип деятельности.
Сегодня можно уточнить эту классификацию:
1-й период (1–3 года) младенчество, доминанта – общение (речь) с матерью.
2-й период (3–7 лет) детство, доминанта – игра. Игра – ролевая, но не по правилам (как спорт, например), но самодеятельно-художественная (дочки–матери…); игра не для зрителя, а для себя, для собственного удовольствия, где актёр и зритель – одно лицо, т.е. игра как художественное творчество и как способ познания мира.
3-й период (7–12 лет) отрочество, доминанта – учение (познавательная деятельность). Ребёнок узнаёт мир, его законы, имеет потребность получать объясняющие знания.
Рубеж – половое созревание.
4-й период (I3–18, 20 лет) юность, доминанта – ценностно-ориентационная деятельность. Половое созревание имеет значение не только физическое, но психическое: это начало взрослости, т.е. формируется потребность в выработке собственных критериев деятельности (нравственные проблемы приобретают в этот период главное значение). Знания как ценности уже не принимаются: необходим личный опыт, личная оценка (учение как деятельность уходит на второй план).
5-й период (20–55, 60 лет) зрелость, ведущий тип деятельности – преобразовательная, практическая деятельность (труд).
6-й период (60–... лет) старость, ведущий тип деятельности – общение (если деятельность преобразовательно-практическая уже закончена). Причём общение не только со сверстниками, но и последующими поколениями как передача опыта. Можно высказать предположение (М.С. Каган), что цикл человеческой жизни будет полноценным тогда, когда, начавшись общением, он общением и заканчивается.
Этапы человеческой истории, развития культуры человеческого общества, в известной степени, могут быть поняты через соотнесение с этапами (периодами) жизни индивидуального человека.
С чего начинается история культуры? В каком соотношении находятся культуры духовная, материальная и художественная на каждом историческом этапе?
Обычно периодизацию ведут от первобытного общества, но родо-племенной строй не возник вдруг – его предыстория более продолжительна, чем вся последующая эпоха цивилизации.
Поэтому период предыстории (несколько миллионов лет назад), переход от биологической формы жизни к социальной, от природной – к культурной (период формирования человека из обезьяны), т.е. известная нам история культуры – миг, по сравнению с предшествующими ей миллионами лет, которые были ещё и не собственно человеческой историей.
Первые каменные орудия до топора и уже топор, в известном смысле, можно считать первыми шагами в создании материальной культурой.
Период предыстории (становления, формирования культуры) может быть понят как период культурогенеза, который совпадает с антропогенезом (становление, формирование человека) и социогенезом (становление, формирование человеческого общества).
Процесс культурогенеза – трёхсторонний и единый, где материальная, духовная и художественная культуры не есть самостоятельные роды деятельности, но три стороны развития одной культуры.
В соответствии с принятыми в исторической науке классификациями могут быть выделены следующие исторические типы культуры:
1. Культура первобытности (25–35 тыс. лет назад).
2. Культура Древнего мира (5–6 тыс. лет назад).
3. Культура Античности (10 в. до н.э. – 5 в. н.э.).
4. Культура Средневековья (5–14 вв.).
5. Культура Возрождения (15–16 вв.).
6. Культура Нового времени (17–19 вв.).
7. Культура современности (20–начало 21 вв.).
? | Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение понятию «культура» с точки зрения деятельностного подхода. Раскройте его смысл. 2. В чем смысл оппозиций: ПРИРОДА–ОБЩЕСТВО, ПРИРОДА–КУЛЬТУРА, ПРИРОДА–ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК–ОБЩЕСТВО? 3. Что связывает следующие компоненты цепочки: ПРИРОДА–ОБЩЕСТВО–КУЛЬТУРА–ЧЕЛОВЕК? 4. Назовите исторические типы культуры. В чем смысл исторической типологии культуры? |
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47