5.5. Феномен массовой культуры
Массовая культура, как бы это не казалось парадоксальным на первый взгляд, связана с модернистской и тоталитарной культурами. Говоря строго, массовая культура и искусство существовали всегда. И в античной, и в средневековой и в ренессансной, культурах, и в русском «золотом веке» можно встретить и кич, и пошлость, и откровенную реакционность, но только в XX веке эти явления вырастают до масштабов воистину грандиозных.
В чем драма модернистов? В том, что их проще имитировать. К примеру, чтобы отличить хорошее беспредметное (абстрактное), кубистическое или сюрреалистическое, искусство от поделки необходимо иметь хорошие профессиональные знания, в то время как подавляющая масса людей не в состоянии верно оценить эти произведения. Поэтому несколько действительно крупных фигур в модернизме (Пикассо, Дали, Шагал, Филонов) породили огромную армию эпигонов, имитаторов, всегда готовых объяснить очередным «измом» свою творческую импотенцию. «Искусство умерло, а художники остались» – говорил по этому поводу Пикассо. Стало возможным заявить о себе не столько высоким качеством искусства, сколько неожиданной выходкой, скандалом, эпатажем: нецензурной бранью с подмостков театра, расчленением туши животного на глазах у посетителей выставочного зала, убойными порносценами и т.д. и т.п. Именно так происходит подмена «непонятного» штучного искусства его массовым суррогатом, сохраняющим только внешнее подобие первого. Эпигонство и профанация искусства модернизма – только одна из причин омассовления культуры. Другая – важнейшая – в необыкновенной доступности его для масс. Никогда прежде искусство не было столь доступным и так неглубоко воспринимаемым широкой аудиторией, чем в XX веке. В чем же дело? – в появлении масс-медиа (современных средств массовой информации) и кино. Наличие общедоступных, издаваемых огромными тиражами, газет, журналов, радиофикация, наличие киноустановок в самых отдаленных территориях создавали условия для тиражирования искусства. Тиражированное искусство – массовое искусство. Кинематограф – ярчайший тому пример. Фильм тиражируется в копиях. И если прежде с высоким искусством сталкивались избранные (т.е. подготовленные), то в XX веке великие фильмы великих режиссеров смотрели все. Киноэлита к тому времени еще не успела сформироваться. Что следует из этого?
1. При наличии киноустановок (а сегодня ТВ и видео, компьютерных систем) кино существует практически везде.
2. Это создавало и создает иллюзию приобщения к высокой культуре (у себя в квартире вполне возможен просмотр видеокассеты или диска: «Шедевры Эрмитажа и Лувра»). При внешней доступности и обманчивой легкости киновосприятия необразованный, в массе своей, человек выносит вердикт искусству. Это обманчивая легкость девальвирует искусство. Оно начинает терять ореол исключительности, неповторимости.
3. Наконец, распространяясь широко и воспринимаясь неглубоко, искусство мельчает и вырождается.
Известно, что «важнейшее из искусств» в своих даже великих проявлениях воспринимается неоднозначно. Так например, в массовом восприятии лент Ч.Чаплина превалирует скорее сторона комическая, чем общечеловеческая, а в знаменитом Эйзенштейновском «Броненосце...» большинство восхищает событийный ряд, а не смелость художественного эксперимента и искусство монтажа. Это данность из которой надо исходить. Уже в первые десятилетия XX века кинематограф (в лице Гриффита, Чаплина, Эйзенштейна, Вертова...) стремился стать искусством, но в большинстве своем был и остается зрелищем самым массовым и демократичным. Демократизм нового искусства и делал его «важнейшим из искусств». Имеется в виду, что:
– для безграмотного народа все увиденное было правдой. В этом – неисчерпаемые возможности для манипуляции сознанием масс;
– массовый зритель «приобщенный» к культуре посредством раннего, не успевшего стать искусством, кино, начинал требовать и от литературы, живописи, театра... такой же простоты и понятности.
В конечном итоге, массовая культура была востребована глубокой демократизацией жизни в странах Запада, США и выходом на авансцену общественной жизни непросвещенных масс в СССР.
В условиях НТП и развития масс-медиа были созданы все необходимые условия для тиражирования, превращения в товар и «потребления» произведений искусства. В конечном итоге возникло «искусство» для потребления, не предлагающее хоть сколько-нибудь серьезной духовной работы.
В XX веке наряду с высокой, «элитарной» художественной культурой возникла культура массовых зрелищ, спортивных военизированных парадов, комиксов (вместо шедевров)… Одним словом – массовая культура в полном значении этого слова. И уже давно на Западе, а теперь и у нас, массовая аудитория имеет то, что выбрала – массовое чтиво и массовое зрелище.
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47