logo
Культурология (2005), А

5.6. Сближение «элитарного» и «массового»

В послевоенный период в культуре Западной Европы и США появля­ется новое явление – поп-арт, ставший целой эпохой в развитии авангарда. Уже в 1957 году художник-авангардист Р. Гамильтон пыта­ется дать описание этого феномена как искусства популярного, рассчитанного на массовую аудиторию, переходного и занимающего небольшой период, легко распространяемого и легко забываемого, дешевого, мас­сово производимого, молодого и острого, сексуального, хитроумного и трюкового, отдающего большим бизнесом. Не случайно словосочетание поп-арт так созвучно (но не тождественно) поп-культуре (т.е. мас­совой культуре). Поп-арт, утверждая, что все может стать ис­кусством, действительно стирал границы между искусством и жизнью. Англичане и американцы – истинные пионеры поп-арта. С начала 60-х годов американские масс-медиа усиленно пропагандировали «поп» как чисто американское искусство, отражающее определенный яркий об­раз жизни. Дело еще в том, что после Второй Мировой войны Париж несколько утратил лидерство в развитии современной художественной культуры, и Нью-Йорк начал претендовать на звание «третьего Рима» в искусстве. Многочисленные галереи, музеи, выставочные залы на­чинали зажигать «звезд» поп-арта, где и сам художник остановился участником акции (реклама, вложенные средства...). Опыт Голливуда здесь оказался как нельзя кстати. Поп-арт, бесспорно, – рекламное ис­кусство, любящее рекламу как символ современности. Особенно прос­лавилась «горячая пятерка» из Нью-Йорка: Р. Раушенберг, Д. Розенквист, Р. Лихтенстайн, Э. Уорхол, К. Ольденбург. Их «комбинированные кар­тины», представляющие собой некое соединение живописи и отдельных предметов, были особенно популярны во второй половине 50-х гг.

Сближение авангарда и масскульта смешивало в одну кучу хлам и подлинные ценности. Это и тиражированные образы культурного ширпот­реба, китча, образы рекламы, духовная нищета, и лики-имиджи Э. Пресли, Д. Кеннеди, М. Монро, и «репродукции» картин Моне, Делакруа, Ле­онардо да Винчи, Ренуара, Пикассо, и пишущие машинки, почтовые кон­верты, консервные банки, обувь, окурки и т.д. и т.п. Поп-арт обла­дал духом массовости, вовлекаемости, оттого он и покорил так много людей и стран. Скорее всего именно поп-арт явился первым большим течением авангарда, который был социализирован, вживлен в общество. Общество приняло его, в конечном итоге, как «своего», почему он и стал определенным стилем 60-х гг. Поп-арт вошел в кино, из которого сам первоначально вышел, в моду, в поведенческий тип жизни. Преднамеренная неряшливость в одежде, хождение в джинсах и использование рекламных пластиковых пакетов в качестве сумок и портфелей – все из того времени. Время поп-арта еще не прош­ло.