5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
В послевоенный период в культуре Западной Европы и США появляется новое явление – поп-арт, ставший целой эпохой в развитии авангарда. Уже в 1957 году художник-авангардист Р. Гамильтон пытается дать описание этого феномена как искусства популярного, рассчитанного на массовую аудиторию, переходного и занимающего небольшой период, легко распространяемого и легко забываемого, дешевого, массово производимого, молодого и острого, сексуального, хитроумного и трюкового, отдающего большим бизнесом. Не случайно словосочетание поп-арт так созвучно (но не тождественно) поп-культуре (т.е. массовой культуре). Поп-арт, утверждая, что все может стать искусством, действительно стирал границы между искусством и жизнью. Англичане и американцы – истинные пионеры поп-арта. С начала 60-х годов американские масс-медиа усиленно пропагандировали «поп» как чисто американское искусство, отражающее определенный яркий образ жизни. Дело еще в том, что после Второй Мировой войны Париж несколько утратил лидерство в развитии современной художественной культуры, и Нью-Йорк начал претендовать на звание «третьего Рима» в искусстве. Многочисленные галереи, музеи, выставочные залы начинали зажигать «звезд» поп-арта, где и сам художник остановился участником акции (реклама, вложенные средства...). Опыт Голливуда здесь оказался как нельзя кстати. Поп-арт, бесспорно, – рекламное искусство, любящее рекламу как символ современности. Особенно прославилась «горячая пятерка» из Нью-Йорка: Р. Раушенберг, Д. Розенквист, Р. Лихтенстайн, Э. Уорхол, К. Ольденбург. Их «комбинированные картины», представляющие собой некое соединение живописи и отдельных предметов, были особенно популярны во второй половине 50-х гг.
Сближение авангарда и масскульта смешивало в одну кучу хлам и подлинные ценности. Это и тиражированные образы культурного ширпотреба, китча, образы рекламы, духовная нищета, и лики-имиджи Э. Пресли, Д. Кеннеди, М. Монро, и «репродукции» картин Моне, Делакруа, Леонардо да Винчи, Ренуара, Пикассо, и пишущие машинки, почтовые конверты, консервные банки, обувь, окурки и т.д. и т.п. Поп-арт обладал духом массовости, вовлекаемости, оттого он и покорил так много людей и стран. Скорее всего именно поп-арт явился первым большим течением авангарда, который был социализирован, вживлен в общество. Общество приняло его, в конечном итоге, как «своего», почему он и стал определенным стилем 60-х гг. Поп-арт вошел в кино, из которого сам первоначально вышел, в моду, в поведенческий тип жизни. Преднамеренная неряшливость в одежде, хождение в джинсах и использование рекламных пластиковых пакетов в качестве сумок и портфелей – все из того времени. Время поп-арта еще не прошло.
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47