4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
В описании «откуда есть пошла земля русская» крупнейшие российские историки (Татищев, Костомаров, Соловьев, Карамзин и др.) опирались на «Повести временных лет» – летописный свод, написанный в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нужно иметь ввиду, что «Повести временных лет» не являются самой первой летописью. Так например А.А. Шахматов и Д.С. Лихачев датировали «древнейший» свод первой половиной XI в., а М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков, Л.В. Черепнин – X в.
В соответствии с летописями, первые сведения о восточных славянах приходятся на VI–VII вв. В частности, Нестор упоминает племена полян (Днепр), кривичей (от Днепра по Двине и Волге), древлян (Припять), северян (Десна, Сулла), родимичей, вятичей (Сожа, Ока).
Территорию будущей Руси от Балтийского моря до Уральских гор, так же, населяли многочисленные фино-угрские племена: чудь (Финский залив), меря (Ростов, Переяславское озеро), мурома (Ока, Волга), черемисы, мещера, мордва (Юго-Восток), Пермь/зыряне (Северная Двина, Кама).
Два крупнейших города Древней Руси, два исторических центра русской государственности – Новгород и Киев – впервые упоминаются Нестором соответственно 859 и 861 гг. В частности указывается, что Новгород (Нов град), основан кривичами при взаимодействии с чудью, мерей и весью. До 859 г. он оставался свободным («бескняжеским»), затем был побежден варягами (шведами-викингами), которым два года платил дань. В последствии, после изгнания варягов новгородцы уже сами решают для охраны границ пригласить варяжского князя Рюрика «со дружинною». С 862 г. Рюрик – князь новгородский (известно, что первой ставкой Рюрика становится все же не Новгород, а г. Ладога). Предположительно, что Рюрик «сел» в Новгороде, а его братья Синеус и Трувор, соответственно – в Белозере и Изборске. После смерти последних Рюрик объединил все три города и прилегающие к ним земли.
Следовательно, исторически первым (достаточно сильным, признаваемым Западной Европой) центром русской государственности, оказывается Новгород (Новгородская Русь), объединивший на обширной территории северо-запада славянские (кривичи) и фино-угрские племена под началом официально приглашенного («по договору о найме») варяжского князя Рюрика.
В это же время возникает и самоназвание: русь–русские. Нестор указывает, что русью (гребцами) себя называли варяги. Все объединившиеся вокруг руси, становились, соответственно, русскими.
Княжением варяжского князя была положена первая правящая династия на Руси – Рюриковичи – завершившаяся со смертью Ивана Грозного.
Киев же был основан, согласно легенде, в 861 г. тремя братьями из племени полян – Кием, Щеком и Хоривом. Название Киев – от имени старшего из них, вождя племени Кия.
Киев, по версии Нестора, вскоре после его основания был побежден хазарами и платил им дань. Знатные дружинники, соподвижники Рюрика, Дир и Аскольд, после того как с частью варяжской дружины освобождают киевлян от хазар, приглашаются туда на княжение. И только после смерти Рюрика, Киев, захваченный новгородским князем Олегом (коварно убившем Дира и Аскольда), провозглашается последним в 882 г. «матерью городов русских». Таким образом, лишь спусть 20 лет после Новгорода, Киев становится вторым центром Древней Руси, и лишь с этого времени возможно говорить о появлении Киевской Руси. Известно, что во времена Олега территория Руси была значительно расширена, и что Олег успешно воевал с Византией (в 907 г. на воротах Константинополя был прибит боевой щит Олега, знаменовавший победу русских и то, что могучая Византия была в те годы данником Руси). Так же известно, что в 911 г. между Русью и Византией был подписан первый договор (Киев–Константинополь). В договоре, в частности, обращают на себя внимание имена русских варяжского (шведского) происхождения: «Мы от роду русского Карл, Ингелот, Фарлаф, Веримид, Рулав, …, посланные Олегом…».
Таким образом, государственность и культура Древней Руси, простиравшейся на огромной территории от Белого, Балтийского и Черного морей до Уральских гор, складывались, изначально, как полиэтнический союз славянских (кривичи, поляне) и неславянских (чудь, меря, весь, мурома, шведы-варяги) племен, при определяющей роли славянского этноса.
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47