Русско-славянская мифология
В соответствии с летописными источниками, проникновение южных славян с берегов Дуная и Закарпатья на территорию восточной Европы (будущего восточно-славянского государства – Киевская Русь) началось еще в V–VI вв. Возникновение же Древней Руси датируется концом VIII – началом IX вв.
Языческая (дохристианская) Русь не имела письменности (первые упоминания о восточно-славянских племенах встречаются у греческих историков). Поэтому до нас не дошли записанные и подвергшиеся литературной обработке, наподобие греческих «Илиады» и «Одиссеи» («Велесова книга» священных текстов новгородских волхвов IX в. признана учеными позднейшей реконструкцией), мифы, легенды, героических эпос Древней Руси. Да и ко времени официального крещения в конце X в. мифологическое сознание русских не было еще окончательно сформировано. Известна попытка киевского князя Владимира реформировать языческие славянские культы накануне принятия новой, христианской, веры.
Устное народное творчество (сказки, былины, обряды, песни, заговоры, древние изображения) в опосредованно-опоэтизированной форме сохранило следы мифологического (языческого4) сознания.
Неизвестный русский автор «Слова об идолах» (XII в.) выделяет три основных этапа развития славянского язычества:
1. Поклонение и жертвы (требы) упырям и берегиням, т. е. добрым и злым духам воды, земли, леса, гор, воздуха …
Упыри (вампиры, вурдалаки) – прóклятые и колдуны, которые после смерти, встают по ночам из могил, чтобы пить у людей кровь; враги берегинь.
Берегини – добрые духи, воздушные, веселые, шаловливые девы с чарующими голосами, живущие вблизи домов и оберегающие их от злых духов (упырей).
2. Поклонение Роду и рожаницам.
Род – древнее земледельческое божество Вселенной, повелитель дождя (воды), грозы и подземного огня, даритель урожая.
Рожаницы – божества благополучия и плодородия (как растений, животных, так и людей).
От Рода и рожаниц такие понятия как народ, природа, родня и др.
3. Поклонение Перуну – громовержцу (реформа Владимира), главному в иерархии восточно-славянских языческих богов, среди которых Сварог – небо, Стрибог – ветер, Семаргл – огнебог, Дождьбог – податель всех благ, Велес – покровитель скота и богатства, Ярило – солнце, Макошь (от названия пьянящего, как любовь, цветка – мака) – покровительница домашнего очага, даритель женской жизненной силы и др.
С земледельческими (главными для славян) культами связано, так же, поклонение:
Коляде – божеству веселья, торжеств и мира (24 декабря);
Масленице – божеству плодородия, зимы и смерти (весенний семидневный праздник проводов зимы);
Купале – божеству земных плодов (23 июня – праздник плодородия, урожая, выбора невест).
На сегодняшний день известно несколько попыток реконструкции (из фольклора) мифов Древней Руси. Наиболее интересным в этом отношении представляется исследование Буса Кресеня (Асова А.И.) – «Русские Веды». В первой части книги «Песни птицы Гамаюн» даны космогонические мифы киевской ветви ведической религии, воссозданные Асовым по фольклорным фрагментам. Упомянутое исследование позволяет с высокой степенью вероятности очертить пантеон восточно-славянских (древне-русских) богов от начала миротворения.
Так создатель всего сущего Род порождает Сварого четырехлавого (Небо и три небесных свода), Землю–матушку и Ладу–любовь (женское начало, необходимое для продолжения миротворения). Землю–матушку, чтоб не ушла в бездну морскую Род помещает на исполинского Юшу – змея.
Далее миротворение осуществляет сын Рода Сварог (отждествленный с отцом) в брачном союзе с Ладой. Это происходит следующим образом: сотворив три подземных (пекельных) царства, Сварог берет в руки тяжкий молот и бьет им по установленному в центре мироздания камню Алатырю. От достигшего Земли гигантского потока искр рождаются могучие Семаргл – огнебог и Стрибог – ветер.
Сразу же, вслед светлым небесным богам появляются подземные черные силы: бьет Черный змей молотом по Алатырю, летят искры и родятся из них змеи лютые, нечисть земная.
От брака Сварога и Лады появляются на свет:
вечно юная Леля (Лель) – любовь;
огненная веселая дева – Жива;
холодная дева смерти – Марена;
бог грозы и войны, громовержец Перун.
Так же от небесной коровы Земун (плодородие) рождается рогатый Велес.
Если в Киеве (вотчине первопрестольных князей) наиболее почитался покровитель княжеской дружины – Перун, то в Новгороде (помнившем о своем первородстве) – покровитель домашнего скота и торговли, Велес.
Представляет интерес трактовка А.И. Асовым сюжета о чудесном рождении народа русского: от брака Перуна и Роси (дочери Днепра) рождается могучий Даждьбог. От союза Даждьбога и Живы появляются их сыновья – Кисек и Орей, а уже в свою очередь, у Орея рождаются Кий, Щек и Хорив, которые, согласно легенде, явились основателями Киева. Таким образом, потомки Перуна и Росси, Даждьбога и Живы «образуют народ великий и славный, племя по имени – русь».
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47