4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
Выдвижение Москвы в качестве нового центра русской государственности и культуры было обусловлено двумя главными причинами:
1) монгольским игом и победой над ним;
2) духовным приемничеством от православной Византии после ее падения под натиском турок-мусальман.
Главной причиной золотоордынского ига (XIII–XIV вв.) как по мнению древних летописцев (Нестор), так и современных исследователей (Л. Гумилев) явилась междоусобная (феодальная) княжеская раздробленность. Основной пафос «золотого слова древнерусской литературы» – «Слова о полку Игореве (XII в.) – есть, по мнению академика Д.С. Лихачева, призыв к единению русских князей накануне монголо-татарского нашествия. По подсчетам Н. Гумилева, совокупное войско русских, соберись они под единым началом, было бы численностью больше монгольского и не менее (а может и быть и более) боеспособным.
Завоевав Киевскую Русь, кочевники, «не спрося» на то согласие русских, объединили ее как данника монгольского хана. Главную роль в собирании русских земель в период ига сыграла политика московских князей (особенно Ивана I – Калиты), старавшихся всеми правдами и неправдами пресечь княжеско-усобную вольницу.
После падения ига, Средневековая Русь, перестав быть Западным улусом Золотой Орды, сохраняет, по сути, государственное устройство по азиатскому типу, только ставка правителя переносится из Сарая в Москву, а трон монгольского хана занимает московский князь (Трубецкой, Л. Гумилев).
В период собирания русских земель вокруг Москвы (XV–XVII вв.) окончательно утрачивают вольность (тип средневековой вечевой демократии) Псковская и Новгородская республики. Московское царство явило собой тип абсолютной средневековой монархии с родовыми чертами восточно-азиатской деспотии.
Период становления монархии – есть период общекультурной изоляции Средневековой Руси от Европы, беременной буржуазностью.
При всех негативных последствиях политической структуры такого типа, следует признать ее историческую обусловленность. Окончательно освободившись к концу XV в. от монгольского ига, Русь, обескровленная военным противостоянием, нуждалась во внутреннем обустройстве и жесткой политической стабильности, а контакты с вступившей в эпоху становления свободного рынка Европой были ей скорее противопоказаны.
Указанный период русской истории есть, по общему признанию, время складывания единого государства, единого народа и единой национальной культуры:
1. Являясь восприемницей Киева, Москва объединила территории и народы лежащей в руинах Древней Руси, присовокупив коренные народы Приамурья, Сибири и золотоордынские осколки – Астраханское и Казанское ханства.
2. Создается основа единого общенародного русского языка.
3. Формируется духовное единство народа, стержнем которого становится русское православие. Не случайно именно в этот период появляется и новая государственно-идеологическая (замешанная на идее мессианства) формула: «Москва – III Рим» («а четвертому не быть»).
Таким образом, уже к концу XVI в. завершается в целом объединение местных (этно-региональных) культур. Вся культура постепенно приобретает московские черты. Происходит складывание общерусской культуры, ее основных, базовых, черт, сохранившихся, в основном, и во все последующие века.
Среди выше перечисленных («позитивных») черт, лежащих в основе образования великорусской нации, нельзя не назвать и «негативные», в частности, насилие как родовую травму.
Насилие в русской истории имеет глубокие корни, начиная от насильственного (увы!) крещения Руси в конце X в. и, конечно же, почти 300-летнего монгольского ига. История Московской Руси помнит и опричнину Ивана Грозного, и страшные Смутные времена, и бунт посадских людей в Москве, Новгороде и Пскове (уже после избрания на престол Михаила Романова), и кровавое восстание Степана Разина (1670–71 гг.), и реформы патриарха Никона, приведшие к церковному расколу и жесточайшему преследованию старообрядцев5.
С окончанием Смутного времени подходит к завершению Русское Средневековье.
За весь прошедший период Русь пережила несколько мощных иноземных влияний:
1. Скандинавское, связанное с приглашением Рюрика «со дружинною» на княжение в Новгород (с 9 в.).
2. Греческое (византийское), сопровождавшееся распространением письменности и православного христианства (с 10 в.).
3. Азиатское, периода Золотой Орды (13–14 вв.).
4. Вновь греческое, обусловленное притоком «книжных людей» после падения Византийской империи в 15 в.
Вбирая в себя все совокупное многообразие культур, Русь формирует свою национальную, глубоко своеобразную культуру.
В дальнейшем, императору, открывшему новую страницу русской истории – Петру I, достанется в наследство огромное, централизованное, создавшее уникальную культуру государство более восточно-азиатского, чем европейского типа.
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47