5.8. Явления постмодерна
Культура и искусство XX века отнюдь не исчерпывается перечисленными традиционными и новаторскими направлениями и течениями. Пытаясь осмыслить (а вернее описать) философские и художественные тенденции второй половины 20 века, обращаются к таким понятиям как «постмодернизм», «нео-авангарда (нео-модерна)», «трансавангарда» и некоторым другим. Не ставя задачи глубокого исследования попробуем контурно указать на некоторые характерные черты пост(транс) модерна.
«Постмодерн» – совокупное обозначение современных тенденций в культурном самосознании развитых стран Западной, а теперь и Восточной Европы, включая Россию. Постмодерн буквально означает то, что после «модерна» (т.е. современности). В культурно-эстетическом плане постмодерн выступает как освоение опыта художественного авангарда (модернизма). Однако, в отличие от авангарда, ряд течений которого не порывало с присущими классике дидактически-объясняющим пониманием искусства, постмодерн полностью стирает грань между самостоятельными сферами духовной культуры и сознания – «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем». Постмодерн окончательно закрепил переход от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности («искусство для искусства»), В этом смысле посмодерн – реакция на изменение места культуры в обществе. В сегодняшней культуре художник практически не имеет дело с «чистым» материалом – последний всегда тем или иным образом освоен; и художественное произведение в такой ситуации никогда не является первичным, но существует как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат, или, более того, как симулякр – копия несуществующего оригинала.
Постомодернизм переориентирует эстетическую, художественную деятельность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания оригинальных произведений на коллаж. Ярким примером такого постмодернистского произведения может служить один из ранних фильмов В. Тодоровского «Подмосковные вечера», замеченного на зарубежных и отечественных кинофестивалях. В соответствии с эстетикой постмодернизма в событийном ряду фильма режиссер прозрачно цитирует известные страницы русской классики (в первую очередь «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова), а художественный строй кинокартины выстраивается под явным (чего режиссер не скрывает, а скорее подчеркивает) воздействием современного коммерческого кино Америки: круто закрученный сюжет – пружина, жесткий, динамичный монтаж и т.п. Еще более характерен в этом отношении фильм К.Тарантино «Криминальное чтиво», получивший в 1994 году на Канском кинофестивале Гран-при («Золотую пальмовую ветвь») и построенный на виртуозном цитировании–игре целого пласта американской культуры – кино Голливуда 30–90 гг. (начиная от классического вестерна и заканчивая многочисленными коммерческими поделками в жанре боевика, полицейских или гангстерских лент).
Характерным для культуры XX века является ее многообразие. Ей не противопоказан ни классический канон Античности, ни мистический символизм Средневековья, ни титанизм Возрождения, ни классицизм Нового времени, ни сентиментализм XVIII века, ни романтизм и реализм XIX века, ни авангард начала века нынешнего. А это показатель демократизма и жизнеспособности культуры, где уникальное соседствует с тиражированным и массовым.
Как уже указывалось, культура XX века явление многосложное, несводимое к одному или нескольким крупным течениям или направлениям в искусстве или философии. Этим объясняется и трудность в ее понимании, толковании, систематизации и прочее.
Таким образом, в числе прочих особенностей культуры XX века могут быть названы:
1. Кризисность.
2. Сближение «элитарного» и «массового», порождающее явления массовой культуры и постмодерна.
3. «Экранность» как культурообразующая доминанта.
4. Многообразие, заключающее в себе возможности преодоления кризиса.
С каким же «багажом» культуры будет развиваться XXI век? Этот вопрос задают сегодня многие. И вопрос этот – не праздный. Рубежи столетий всегда оказывались особо значимыми в культурном развитии. Достаточно вспомнить конец XVII столетия с его общественным, идейным и художественными кризисами, породившими Великую Французскую революцию. Не менее поучительна и атмосфера конца позапрошлого века, противоречия которого разрешились в войнах, революциях и – что весьма характерно – в рождении такого феномена культуры как авангардизм.
? | Контрольные вопросы и задания 1. Укажите причины кризиса культуры на рубеже 19–20 вв. 2. Что представляют собой такие понятия в культуре 20 в. как «авангард», «модернизм», «постмодернизм». 3. В чем смысл понятий: «тоталитарная культура», «тоталитарный реализм», «социалистический реализм»? 4. Чем объяснить феномен массовой культуры во второй половине 20 в.? 5. Прокомментируйте соотношение понятий: «книжная культура» – «экранная культура». |
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47