5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
Попробуем ответить на вопрос: когда начался XX век? (не хронологически, а по сути). Отсчет, скорее всего, следует вести от событий Первой Мировой войны, которая трагически обнажила утопичность гуманистических представлений XIX века о возможности устроения разумной и справедливой жизни для всех9. XX век начался тогда, когда абсолютность человеческой жизни оказалась химерой, когда стало возможным беспрецедентное в истории массовое истребление людей (в годы Первой Мировой войны, как известно, впервые были использованы отравляющие вещества и автоматическое оружие). Сознание человека XIX века с его гуманистическими идеалами этого просто не могло переварить. Так катастрофично не было в дальнейшем воспринято даже сообщение о трагедии Хиросимы и Нагасаки – сознание человека к тому времени было вынуждено подготовленным к происшедшему. Следует признать, что в XIX веке все же таки были высказаны предостережения, пророчества того, что ожидает человека в веке XX. Высказаны художниками, наделенными даром интуитивного прозрения. Предвиденьем катастрофы проникнуто творчество Ф.М. Достоевского, об этом же – в поэме Блока «Возмездие» («Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век – тобой в мрак ночной, беззвезный беспечный брошен человек»).
К концу XIX века в литературе Западной Европы звучала огромная тревога. Лучшие умы высказывали опасения за судьбы мира. К этому времени Запад уже прошёл полосу революций и знал, что они заканчиваются кровавой катастрофой, что категории свободы, равенства и братства – утопичны. Такое знание рождало пессимизм. Россия же к этому времени буржуазной революции не знала, и российская интеллигенция, в массе своей, была переполнена надежд и оптимизма.
Подобное состояние умов, состояние общества в целом определили и ситуацию в культуре и в искусстве. Так например, культура Франции конца XIX века – культура усталого излета, а искусство – утонченное и увядающее, замечающее малейшие нюансы в природе (импрессионизм) и в человеческой душе. Тогда как российская культура кипела молодой, еще не растраченной энергией. Отсюда и «социальность» художников-передвижников, отсюда «Скифы» и «Двенадцать» Блока, который предвидел неизбежность глобальных общественных изменений, но ошибочно принял революционную катастрофу за ожидаемое освобождение (как следствие – трагическая разорванность сознания и преждевременная смерть).
Российская культура традиционно политизирована, во всяком случае её связь с политикой куда теснее, чем в Европе, и нередко искусство, особенно литература, как бы заменяло собой политику, наделялось политическими функциями: «Бесы» Достоевского, «Воскресение» Толстого, картины передвижников – произведения политические. Отлучение великого писателя (Л. Толстого) от церкви на Западе – нонсенс. Для России же – закономерный итог целого ряда событий,
Не случайно, что именно в России в первой половине XIX века передовая интеллигенция вела борьбу против «чистого искусства». Всем нам со школьной скамьи памятны некрасовские строки из «Поэта и Гражданина»:
«… Ещё стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…»
И призыв:
«… Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...»
находил сочувствие во многих сердцах.
Не случайно, что во второй половине XIX века и борьба «нового» со «старым» в России была иной, нежели в Европе. Во Франции – импрессионисты, в России – «передвижники». Первые через светоцветовые комбинации искали новые художественные формы выражения, вторые – новые социальные темы. И те и другие восстали против академизма, окостенелости и слащавости. Враг вроде один, но цели – разные. Правильнее было бы рассматривать тех и других не с позиции: «лучше»–«хуже», а в социальном контексте, т.е. кипение красок, игра света – прекрасно, но в тот период для русских художников («передвижков») не актуально.
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47