2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
Период древней культуры, связан с появлением раннеклассовых обществ, таких как Ассирия; Вавилония, Египет, Израиль, Финикия, затем Индия, Греция и др.
Отличительной особенностью такого типа культуры являлось то, что человек утрачивал инстинктивное ощущение своей неразделённости с природой и начинал осознавать свою отдалённость или выделенность из неё. Именно здесь возникают представления о макро- и микрокосмосе (см. миф об Эдипе, разгадавшего загадку Сфинкса и тем самым осознавшего самого себя как человека, что символизировало начало высвобождения человека из стихии природы и овладения собой). В конце культурного периода приходит понимание (осознание) связи этих миров: макро и микро.
Как же происходило постижение мира в древнейших культурах? С известной долей условности – двумя путями: Пифии и жреца.
1. Путь Пифии связан с ещё не до конца утраченной способностью человека к внезапным интуитивным озарениям и представляющий, по сути своей, художественную деятельность. (Пифии – древнегреческие прорицательницы в храме Апполона в Дельфах, существа сомнамбулические и поэтически-экстатические, с распущенными до земли волосами и затуманенным взором, бессознательно, в состоянии транса, совершающие откровения).
2. Путь жреца связан прежде всего, с формированием интеллекта (что всё более ослабляло и блокировало интуитивные, природные способности человека), развитием рационального познания и самопознания.
Жрец, в отличив от Пифии, наголо обритый, остроглазый, обладал ясным аналитическим мышлением. Науке известно, что в 40–30 вв. до н.э. египетские жрецы «научно» на сто лет вперёд прогнозировали разливы Нила и восстания рабов, что было жизненно важным для упомянутых цивилизаций. Инстинкт, роднящий человека с животным миром (природой), в дальнейшем преобразованный, благодаря опыту, в интуицию, порождал древнейшие учения Востока (Индия, Иран, Китай…) и искусство во всех его видах и формах; тогда как сформированная в культурогенезе способность к аналитическому мышлению и интеллект – древнейшие научные знания и философию (Греция).
В целом же, сознание человека Древности и порождаемая им картина мира – грандиозная мифологическая система, опирающаяся на грандиозную же игру воображения. Являясь, по сути, продуктом художественного вымысла, она, тем не менее, действует и воспринимается как реальная и, более того, единственно возможная. Мифологическая картина мира целостна. Именно в силу этого она стабильна и нерушима, т.е. традиционна. Власть традиции («Действуй так, как делали предки») абсолютна, ибо только в такой жестко-коллективной, общественной форме человек был способен противостоять природе. Традиционность, начавшая складываться еще в первобытной культуре, сохраняет свою силу на протяжении тысячелетий, пока (М.С. Каган) европейское Возрождение не расчистило путь творчески-новаторскому развитию культуры.
В известном смысле, в деятельности человека Древнего мира (храмово-дворцовая церемониальность, обрядовость повседневной жизни и т.п.) именно игровая деятельность может быть признана доминантной и, по-своему, соотнесена с игровой деятельностью ребенка как единственно возможным способом познания мира.
? | Контрольные вопросы и задания 1. Объясните смысл понятий: синкретизм первобытной культуры, «миф», «мифологическое создание», «мифология». 2. В какой степени верно утверждение о том, что основой и ядром культуры является художественная культура? 3. Расскажите о двух способах (путях) познания, присущих культуре Древнего мира. 4. Назовите важнейшие религиозно-философские учения Древнего Востока. В чем их суть? Какой из способов познания является для них доминантным? |
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47