logo
Культурология (2005), А

2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры

Период древней культуры, связан с появлением раннеклассовых обществ, таких как Ассирия; Вавилония, Египет, Израиль, Финикия, затем Индия, Греция и др.

Отличительной особенностью такого типа культуры являлось то, что человек утрачивал инстинктивное ощущение своей неразделённости с природой и начинал осознавать свою отдалённость или выделенность из неё. Именно здесь возникают представления о макро- и микрокосмосе (см. миф об Эдипе, разгадавшего загадку Сфинкса и тем самым осознавшего са­мого себя как человека, что символизировало начало высвобождения чело­века из стихии природы и овладения собой). В конце культурного периода приходит понимание (осознание) связи этих миров: макро и микро.

Как же происходило постижение мира в древнейших культурах? С известной долей условности – двумя путями: Пифии и жреца.

1. Путь Пифии связан с ещё не до конца утраченной способностью человека к внезапным интуитивным озарениям и представляющий, по сути своей, художественную деятельность. (Пифии – древнегреческие прорица­тельницы в храме Апполона в Дельфах, существа сомнамбулические и поэтически-экстатические, с распущенными до земли волосами и затума­ненным взором, бессознательно, в состоянии транса, совершающие откро­вения).

2. Путь жреца связан прежде всего, с формированием интеллекта (что всё более ослабляло и блокировало интуитивные, природные способности человека), развитием рационального познания и самопознания.

Жрец, в отличив от Пифии, наголо обритый, остроглазый, обладал ясным аналитическим мышлением. Науке известно, что в 40–30 вв. до н.э. египетские жрецы «научно» на сто лет вперёд прогнозировали разливы Нила и восстания рабов, что было жизненно важным для упомянутых цивилизаций. Инстинкт, роднящий человека с животным миром (природой), в дальней­шем преобразованный, благодаря опыту, в интуицию, порождал древнейшие учения Востока (Индия, Иран, Китай…) и искусство во всех его видах и формах; тог­да как сформированная в культурогенезе способность к аналитическому мышлению и интеллект – древнейшие научные знания и философию (Греция).

В целом же, сознание человека Древности и порождаемая им картина мира – грандиозная мифологическая система, опирающаяся на грандиозную же игру воображения. Являясь, по сути, продуктом художественного вымысла, она, тем не менее, действует и воспринимается как реальная и, более того, единственно возможная. Мифологическая картина мира целостна. Именно в силу этого она стабильна и нерушима, т.е. традиционна. Власть традиции («Действуй так, как делали предки») абсолютна, ибо только в такой жестко-коллективной, общественной форме человек был способен противостоять природе. Традиционность, начавшая складываться еще в первобытной культуре, сохраняет свою силу на протяжении тысячелетий, пока (М.С. Каган) европейское Возрождение не расчистило путь творчески-новаторскому развитию культуры.

В известном смысле, в деятельности человека Древнего мира (храмово-дворцовая церемониальность, обрядовость повседневной жизни и т.п.) именно игровая деятельность может быть признана доминантной и, по-своему, соотнесена с игровой деятельностью ребенка как единственно возможным способом познания мира.

?

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните смысл понятий: синкретизм первобытной культуры, «миф», «мифологическое создание», «мифология».

2. В какой степени верно утверждение о том, что основой и ядром культуры является художественная культура?

3. Расскажите о двух способах (путях) познания, присущих культуре Древнего мира.

4. Назовите важнейшие религиозно-философские учения Древнего Востока. В чем их суть? Какой из способов познания является для них доминантным?