ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
…главной мудростью следовало бы назвать науку о цели и благе, ибо ради них существует другое
Аристотель.
История философии, в которой отражены наиболее общие черты культурной эволюции, заключает в себе, по меньшей мере, три основных периода и соответственно три ведущие тенденции, каждая из которых вызрела в предыдущей и сохранилась в содержании последующей.
1 период (с VII–VI вв. до н.э. по XVI в. н.э.) – онтологический, где во главу угла ставилось учение о первопричинах и сущностях Бытия.
2 период (XVII – 1-я пол. XIX вв.) – гносеологический, в котором на первый план выходит теория познания природы и социального бытия с целью их разумного переустройства для блага и счастья человечества.
3 период, начавшийся на рубеже XIX–XX вв. и уходящий в I в. третьего тысячелетия, – аксиологический, философски осмысливающий ценности человеческого бытия.
Соответственно изменялся и объект познания: Природа (Космос, Вселенная, Бог) – Общество – Человек (когда сам познающий субъект становится главным объектом познания), и типы цивилизации: Космогенная – Техногенная – Антропогенная.
Сосредоточившись на познании ценностей, философия, таким образом, оказывается, по определению Г. Выжлецова12 в своей собственной сфере – сфере духа, и требует теперь разработки самых тонких аспектов развития и проявления человеческой духовности.
«Корневая система» аксиологической философии уходит в самую глубину гносеологического и онтологического познания. По меньшей мере, возможно выделить два этапа формирования философской теории ценности:
1. Этап, где складывались предпосылки формирования ценностных категорий.
2. Собственно аксиологический этап.
Попытка самоопределения аксиологического сознания восходит еще к античным философам. Например, Парменид различал умопостигаемый мир «истины» и иллюзорный мир «мнения»; Гераклит наделял понятие «прекрасное» оценочным, субъектно-объектным смыслом (где оценивающим началом оказывался субъект – полис); Протагор провозглашал человека мерой всех вещей; Сократ сформулировал основной вопрос: «Как жить человеку в этом мире?»; Платон и Аристотель признавали наивысшей мудростью науку о цели и благе…
Предпосылки аксиологического этапа обозначились в наибольшей степени в европейской (особенно немецкой) мысли ХIХ века. Так у Канта («Критика практического разума») в соответствии с теорией познания, эстетикой и этикой различаются познание, оценки и ценности. Причем, философия как наука «о последних целях человеческого разума» обладает абсолютной ценностью и придает этим ценность всем другим знаниям.
Философская система Гегеля («Энциклопедия философских наук») также содержит в себе соотношение познания, оценки и ценности. Являясь по своему содержанию ничем иным как человеческим сознанием в единстве познания, оценки, истины и ценности, гегелевская идея, пройдя на пути своей самореализации этапы «жизни» и «познания», становится абсолютной истиной – «истиной блага» (ценности) или абсолютной идеей. И уже на соответствующих этапах самореализации абсолютной идеи в гегелевской системе появляется содержательный анализ не только собственных форм познания, но также высших ценностей и оценок. Таким образом, «самореализация абсолютного мирового духа через индивидуальное и общественное сознание и его целесообразную деятельность стало своего рода бомбой замедленного действия, заложенной в самую сердцевину гносеологической философии, и реальным содержательным шагом к философии будущего аксиологического этапа»13.
Следующий шаг – философия Шопенгауэра («Мир как воля и представление»). Если из структуры человеческих способностей Гегель выделяет доведенное им до абсолютной идеи познание, то Шопенгауэр акцентирует желание, расширенное им до мировой воли, что, по сути, и является подлинной сущностью и содержанием мира и жизни в целом. А уже, исходя из свободной воли человека, он объясняет мир как осмысленный и нравственно-ценный. Впервые в истории философской мысли не человек рассматривался как часть мира, но мир – как часть человека. Не случайно «смелая попытка Шопенгауэра, сделавшая его предтечей философии жизни и экзистенциализма»14, была востребована в наибольшей степени на рубеже гносеологического и аксиологического этапов.
Большинство исследователей сходятся на том, что подлинным основоположником экзистенциальной философии может быть назван «Сократ своего времени» – Кьеркегор. «Не доверяя» рассудку и логике, он полагал, что философия должна стать личностной (экзистенциальной), а не научно-логизированной. Основывая свою философскую позицию на индивидуальном характере духа и личном характере воли, и поставив, таким образом, духовный мир человека-личности, связанный с его индивидуальным выбором, выше внешних условий его существования, Кьеркегор, тем самым «перевел философское мышление в иное, духовно-ценностное измерение».
Следовательно, уже во второй половине ХIХ века на первый план начинают выходить философские концепции, раскрывающие внутреннее духовно-ценностное содержание человеческого существование.
Началом же собственно аксиологического этапа можно считать работу немецкого философа Лотце «Микрокосм», где понятие «значимость» («Geltung»), играющее роль критерия познания, независящего от опыта, впервые вводится как самостоятельная категория. Этим, по мнению Г. Выжлецова, начинается разработка ценностной проблематики.
А уже неокантианцы Баденской (Виндельбанд, Риккерт) и Марбургской (Коген) школ кроме «значимости» используют понятие «долженствования» («Sollen») и собственно «ценность» («Wert», «Value»), позаимствованное философией из экономической теории. В философии неокантианцев весь реальный мир делится на бытие (действительность) и ценности, в материальной действительности не существующие, находящиеся вне объекта и субъекта, но для последнего являющиеся объективной и общеобязательной значимостью и долженствованием. Сущность ценностей, по Риккерту, «в их значимости, а не фактичности»15. Более того, в интерпритации Когена истина возникает не из соответствия знания реальности, а из этических норм и ценностей. Отсюда и взгляд Виндельбанда на всю систему философского знания: «Я могу понимать под философией… только критическую науку об общеобязательных ценностях: это определяет предмет философии… ее метод.»16
Общепризнанно, что радикальная переоценка устаревших ценностей на рубеже ХIХ–ХХ веков была предпринята Ницше, утверждавшего, что вопрос о ценностях фундаментальнее вопроса о достоверности, и что второй только тогда обретёт всю серьезность, когда будет дан ответ на первый.
И, наконец, различные позитивистские школы, в том числе, неореализм (Перри), натурализм (Манро), прогматизм (Дьюи), контекстуализм (Ст.Поппер), эмотивизм (Огден, Ричардс) внесли свой вклад в разработку ценностной проблематики. Все это позволило французскому философу Лапи ввести в 1902 г. понятие «аксиология», выделив ее как новый самостоятельный раздел в системе философского знания. «Но подлинным открытием ценностного видения мира»17 становится сформулированная под непосредственным влиянием русской литературы (особенно творчества Достоевского) философия русского религиозного ренессанса.
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47