logo
Культурология (2005), А

5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке

Русская культура традиционно литературоцентрична. И в XIX веке Европа узнавала её, в первую очередь, по произведениям Толстого и Достоевского (последний поразил европейский мир задолго до Фрейда погружением в человеческое подсознание), тогда как достойные мировой славы Суриков и Врубель невольно оставались в тени. В начале века XX, когда великая литература оказалась чуть в прошлом, живописцы, русский театр буквально «завоевали» искушенную Европу. Художники: Бенуа, Бакст, Добужинский, Сомов и другие мир­искусники10 в своем творчестве соединяли художественную культуру века XIX и XX, России и Европы. Они ратовали за подлинное искусство, а не «поэтику смазного сапога» (псевдонародность). Тем не менее, это не помешало им посвятить первый выпуск своего богато иллюстрированного журнала «Мир искусства» «передвижнику» Васнецову. Так же не могли не поразить европейский мир «театраль­ные сезоны» С. Дягилева с А. Павловой и С. Лифарем, выставки М.Шагала, эксперименты В. Кандинского, К. Малевича и др. Эти и другие культурные процессы начала века свидетельствовали о сближении, взаимопознании и взаимообогащении русской и европейской культур.

В первые десятилетия XX века Россия оказалась в центре мировой истории. И хотя, как было отмечено, Европа к тому времени уже имела кровавый опыт революции, насилия и разрушения великих традиций, тем не менее идеи декларированной свободы, равенства, братства вдохновили прогрессивное движение всего мира; а победа русской революции представлялась многим воплощением великой мечты.