35. Этапы
1 этап – становление – помощь в создании модели будущего коллектива. Он может предвосхитить их психологическую совместимость, срабатываемость и принятие типа руководства. При этом идейное единство коллектива обеспечивается сходством ценностных ориентаций, которые отражены в целях, задачах, проблемах. Интеллектуальное единство обеспечивается организационной работой педагогов по овладению психолого-педагогическими знаниями, развитием их конструктивности, рефлексией мышления и логикой стереотипов обыденного мышления. Организационное единство формируется различным распределение распределением функций между членами коллектива, созданием связующих зависимостей, делегированием полномочий, опирающихся на наиболее сильную сторону педагога. Волевое единство вырабатывается принятием коллективных решений, формированием общей педагогической позиции по наиболее сложным вопросам.
При реализации работы педагог психолог может использовать:
1. коллективно-творческое дело
2. организационно-деятельностные игры
3. тренинг
4. выдвижение лидера
5. исследование ценностных ориентаций
6. мотивация потребностей педагога, их личностных особенностей, стратегии поведения.
2 этап – функционирование – необходима деформация и индивидуализация, ориентирование на помощь группе и отдельным педагогам. На этом этапе происходит специфичные процессы связанные с профессиональной деятельностью. Обнаруживается несовершенство целей, содержания, технологий, отношений в самом педагогическом процессе. Появляются новаторы, консерваторы, радикалы, оптимисты и т.д. Этот этап может привести к стагнации, обострению социально-психологических и производственных конфликтов, или выводит коллектив в режим развития. Педагог- психолог оказывает помощь в разрешении конфликтной ситуации, выработки управленческого стиля, но часто оказывается вовлеченным в различные отношения. Он может попасть под влияние администрации, но его долгом является работа с лидерами, страдающими «звездной» болезнью, коррекция агрессивного поведения и т.д.
3 этап – развитие – основные силы педагогического коллектива направлены на педагогический эксперимент и социальный педагог психолог осуществляет психологическое обоснование программы, психологическое сопровождение хода эксперимента и анализ результатов эксперимента.
Для глубокого изучения педагогического коллектива необходима информация о нем:
психологическая атмосфера
уровень развития коллектива
оценка и взаимооценка членов коллектива
стиль управления коллективом
отношения «руководитель-подчиненный» в коллективе
уровень социально-коммерчиского компонента и межличностных отношений
самооценка и уровень притязаний педагогов
уровень эмпатии к детям
локус контроля педагогов
уровень личностной тревожности педагогов и т.д.
- Психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательных учреждений
- Проблемы обеспечения профессиональной деятельности
- Предпосылки возникновения психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
- Принципы формирования системы взглядов психолого-педагогического обеспечения
- Сущность и содержание психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
- Приоритетные направления развития психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
- 6.Система принципов психолого-педагогического обеспечения
- 7.Задачи психолого-педагогического обеспечения
- 8.Нормативные акты
- 9.Федеральный уровень:
- 10,11Социальная служба образовательного учреждения
- 12Профессиональный статус социального педагога
- 13.Психолого-педагогический статус школьника
- Психолого-педагогическое обеспечение как процесс преобразования образовательно-воспитательной сферы
- 14.Задачи психолого-педагогического обеспечения по обеспечению гармонизации среды образовательного учреждения
- 15. Основные механизмы реализации:
- 16.Общая характеристика технического компонента психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
- 18.Виды психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
- 17.Основные звенья психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
- 19.Социальный педагог в образовательном учреждении
- 20.Информационно-воспитательная работа
- 21. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
- 22. Технология организации психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении
- 23. Инструментарий социального педагога – рабочий стол
- 24. Первичные задачи,
- 25.Базовые проблемы
- 26. Организация внешних связей социального педагога
- 27. Типовая технология решения конкретной социально-педагогической проблемы
- 28. Технология психологической профилактики, психологической поддержки проблем учащихся
- 29.Уровни
- 30.Содержание психолого-педагогической профилактики
- 31.Психолого-педагогическая поддержка
- 32.Условия эффективности психолого-педагогической поддержки
- 33.Технология диагностики социально-психологического климата в образовательном учреждении
- 34. Особенности педагогического коллектива, его диагностика и пути развития
- 35. Этапы
- Правила диагностики
- 37.Информационно-воспитательное сопровождение поддержки проблемных учащихся
- 38.Задачи:
- 39. Динамика информационно-воспитательного сопровождения:
- 40.Позиции информационно-воспитательного сопровождения и факторы усиления его эффективности
- 41.Факторы оптимальности информационно-воспитательного сопровождения:
- 42.Виды педагогических конфликтов
- 43.Особенности педагогических конфликтов:
- 44.Профилактические методы разрешения конфликтов:
- 45.Способы разрешения педагогического конфликта:
- 47.Социально-педагогический опыт деятельности образовательного учреждения за рубежом
- I. Работа с подростками:
- II. Работа с родителями:
- III. Работа с учителями:
- 50.Концепция воспитательной среды во Франции.
- 48. Социальная работа в школах Великобритании.