logo
обеспечение деятельности

35. Этапы

1 этапстановление – помощь в создании модели будущего коллектива. Он может предвосхитить их психологическую совместимость, срабатываемость и принятие типа руководства. При этом идейное единство коллектива обеспечивается сходством ценностных ориентаций, которые отражены в целях, задачах, проблемах. Интеллектуальное единство обеспечивается организационной работой педагогов по овладению психолого-педагогическими знаниями, развитием их конструктивности, рефлексией мышления и логикой стереотипов обыденного мышления. Организационное единство формируется различным распределение распределением функций между членами коллектива, созданием связующих зависимостей, делегированием полномочий, опирающихся на наиболее сильную сторону педагога. Волевое единство вырабатывается принятием коллективных решений, формированием общей педагогической позиции по наиболее сложным вопросам.

При реализации работы педагог психолог может использовать:

1. коллективно-творческое дело

2. организационно-деятельностные игры

3. тренинг

4. выдвижение лидера

5. исследование ценностных ориентаций

6. мотивация потребностей педагога, их личностных особенностей, стратегии поведения.

2 этап функционирование – необходима деформация и индивидуализация, ориентирование на помощь группе и отдельным педагогам. На этом этапе происходит специфичные процессы связанные с профессиональной деятельностью. Обнаруживается несовершенство целей, содержания, технологий, отношений в самом педагогическом процессе. Появляются новаторы, консерваторы, радикалы, оптимисты и т.д. Этот этап может привести к стагнации, обострению социально-психологических и производственных конфликтов, или выводит коллектив в режим развития. Педагог- психолог оказывает помощь в разрешении конфликтной ситуации, выработки управленческого стиля, но часто оказывается вовлеченным в различные отношения. Он может попасть под влияние администрации, но его долгом является работа с лидерами, страдающими «звездной» болезнью, коррекция агрессивного поведения и т.д.

3 этап – развитие – основные силы педагогического коллектива направлены на педагогический эксперимент и социальный педагог психолог осуществляет психологическое обоснование программы, психологическое сопровождение хода эксперимента и анализ результатов эксперимента.

Для глубокого изучения педагогического коллектива необходима информация о нем:

  1. психологическая атмосфера

  2. уровень развития коллектива

  3. оценка и взаимооценка членов коллектива

  4. стиль управления коллективом

  5. отношения «руководитель-подчиненный» в коллективе

  6. уровень социально-коммерчиского компонента и межличностных отношений

  7. самооценка и уровень притязаний педагогов

  8. уровень эмпатии к детям

  9. локус контроля педагогов

  10. уровень личностной тревожности педагогов и т.д.