Дисциплина Русский язык
Литературный язык
Русский язык как язык русского народа. Речь устная и письменная. Диалекты.
Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма языка.
Значение русского языка.
Стилистика
Функциональные стили литературного языка: художественный, публицистический, научный, официально- деловой и разговорный (обиходно- бытовой). Их цели, задачи, сфера использования, место автора, особенности лексические, морфемные и морфологические, синтаксические, а также индивидуальные.
Лексика. Лексикология
Понятие о лексикологии. Основные функции слова: значения лексические и грамматические, родовидовые отношения между словами.
Изучение лексики с пяти точек зрения: с точки зрения лексического значения (лексическое значение слова и его типы; однозначность и многозначность слова; прямое и переносное значение, способы переноса; омонимия: омонимы, омографы, омофоны; антонимия; паронимия; синонимия);
с точки зрения происхождения (лексика исконно русская и заимствованная: старославянская и иноязычная), отличительные особенности каждой группы слов; лексика с точки зрения сферы употребления (общеупотребительная и необщеупотребительная: диалектная, профессиональная, термины, жаргонизмы, арготизмы); с точки зрения активного и пассивного запаса (пассивная лексика: историзмы, архаизмы, неологизмы);
с точки зрения стилистической (эмоциональной) окрашенности: лексика нейтральная и эмоционально окрашенная (возвышенная, оценочная; сниженная: разговорная, просторечная, диалектная, жаргонная).
Распознание всех лексических единиц в словаре. Употребление лексики в речи.
Фразеология
Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологические единицы, их основные признаки, типы фразеологических единиц. Источники русской фразеологии. Крылатые слова. Пословицы и поговорки. Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Синонимия, антонимия, омонимия и многозначность. Использование в речи.
Фонетика. Фонология
Фонетика как раздел науки о языке. Общее понятие. Речевой аппарат. Звуки русского языка и их классификация: звуки гласные и согласные. Слог, слогораздел, особенности русского слогоделения. Русское словесное ударение.
Гласные: лабиализованные и нелабиализованные, по месту подъема (переднего, среднего и заднего ряда), по степени подъема (верхнего, среднего и нижнего подъема).
Согласные. Образование согласных: по способу образования (смычные, щелевые, слитные, смычно- проходные, дрожащие, сонорные; звонкие и глухие, парные и непарные); по месту образования (по действующему органу речи: губные: двугубные, губно- зубные; язычные: переднее -, средне- и заднеязычные); согласные мягкие и твердые, парные и непарные; шипящие, свистящие, шумные и голосовые.
Фонология как раздел языкознания. Понятие фонетической транскрипции и фонемы (гласной и согласной). Позиционная мена гласных и согласных звуков. Сильные и слабые позиции фонем. Графические знаки внутри транскрипции. Основные фонематические процессы в русской речи (озвончение, оглушение, чередование согласного с нулем звука, слияние согласных в долгий звук, произношение йотированного гласного двойным звуком и одним, смягчение согласного за счет последующего мягкого).
Графика. Орфоэпия
Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Соотношение буквы и фонемы. Слоговой принцип русской графики. Главные и второстепенные звуковые значения букв. Обозначение на письме мягкости и твердости согласных и звука [j]; роль разделительных Ъ и Ь. Орфоэпические нормы русского языка.
Орфография
Орфография как раздел науки о языке. Понятие об орфограмме. Типы орфограмм. Принципы русской орфографии: морфологический и фонематический. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Словообразование
Словообразование как раздел языкознания. Предмет и задачи. Новое слово и грамматические формы одного и того же слова. Роль ударения в словообразовании и формообразовании. Основные способы словообразования. Словообразования морфологические (аффиксальные) и неморфологические. Морфологические способы образования: префиксация, суффиксация, префиксально- суффиксальный способ, нулевая суффиксация (бесуффиксальное словообразование); сложение основ и суффиксация; сложение основ с нулевой суффиксацией (сложение основ, сложение сокращенных основ: сложение одной целой, а другой сокращенной основы; две основы сокращены; основы сокращены до первых звуков или до первых букв (аббревиация, а слово – аббревиатура). Словообразовательный и этимологический анализы слов. Соотношение морфемы со способами образования.
Морфемика
Морфемика как раздел науки о языке. Предмет и задачи раздела. Морфемный состав слов. Классификация морфем: корневые, аффиксальные, флексия, словоизменительные и словообразовательные. Основа слова. Роль ударения в формоизменении. Соотнесение морфем с частями речи.
Чередование звуков гласных и согласных внутри одной морфемы. Чередование фонетические, исторические и морфологические. Лексическое, семантическое и грамматическое значение морфемы и ее роль в слове. Омонимичность морфем. Морфемный анализ слов.
Морфология
Морфология как раздел языкознания. Предмет и задачи. Принципы выделения частей речи и их общая характеристика (грамматические значения, категории и формы). Типы окончаний, окончания и суффиксы, характерные для определенных частей речи.
Категория рода.
Категория рода в русском языке, система её значений и выражение с помощью различных частей речи. Грамматический показатель рода и значение рода.
Имя существительное: род как постоянная категория, традиционные формы и значения рода, форма слова, по которой можно определить род; родовая вариативность, существительные общего рода; существительные 2 скл. м.р., принимающие значения женского рода, сочетание таких слов с именем прилагательным и глаголом с родовыми показателями; определение рода несклоняемых существительных. Изменение по родам местоимений- существительных и числительных – существительных. Изменяемость по родам слов- прилагательных. Изменение по родам глаголов.
Категория падежа.
Категория падежа имени существительного, система её значений. Склоняемость. Типы склонения. Грамматический показатель формы падежа и определение значения падежа.
Категория падежа имени прилагательного, имени числительного и местоимения. Типы склонений прилагательных. Грамматический показатель формы падежа.
Имя существительное: склонения 1-е, 2-е, 3-е, особое, разносклоняемое, субстантивация, существительные несклоняемые, только множественного числа. Особенности их парадигмы. Падежные окончания в ед.ч. как показатель принадлежности к определенной группе склонения.
Имя прилагательное: склонения 1-е, 2-е и 3-е; твердое, мягкое и смешанное. Парадигмы имени прилагательного.
Имя числительное: группы склонения 1- я – 6-я; особая группа (для количественных числительных целых); особенности склонения порядковых числительных и количественных дробных и собирательных. Склонение простых, сложных и составных числительных. Типы окончаний.
Местоимение. Типы окончаний.
Категория числа.
Категория числа, система её значений и выражение в современном русском языке. Грамматический показатель формы числа и показатель значения числа.
Существительные только единственного и только множественного числа. Окончания существительных единственного и множественного числа. Образование и правописание некоторых форм существительных во множественном числе. Особенности в образовании множественного числа, связанные с суффиксами.
Изменение по числам имени прилагательного, числительного, местоимения и глагола.
Категория лица.
Категория лица, система её значений и выражение в русском языке.
Определение значения лица через общение по отношение к говорящему (говорящий (ие), слушающий (ие)) посредством личных и притяжательных местоимений, а также возвратного местоимения «себя». Изменение глаголов по лицам и числам (т.е. спряжение глаголов) в определенных формах.
Спряжение глагола, типы и пути определения.
Традиционные случаи определения спряжения, определение спряжения глаголов с вы; разноспрягаемые глаголы.
Категория вида и возвратности при спряжении глагола. Безличные глаголы и их форма.
Глагол
Глагол как часть речи. Грамматические значения (общее и частные). Соотношения категории наклонения и времени (если есть), лица и рода с грамматическим значением глагола (что поясняет глагол, на какой вопрос отвечает, что обозначает). Постоянные и непостоянные признаки глагола. Синтаксическая роль. Словообразовательные и формообразующие морфемы, характерные для глагола.
Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и прилагательного. Формообразование.
Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия. Формообразование.
Служебные части речи
Служебные части речи, их роль в речи.
Предлоги. Их роль. Структура. Предлоги однопадежные, двупадежные и многопадежные.
Союзы. Разряды по их синтаксической роли. Структура.
Частица. Разряды по значению.
Словосочетание
Словосочетание как лексико- семантическая единица. Номинативная функция. Подчинительные словосочетания. Классификация. Смысловые отношения, грамматическая связь. Структура, тип словосочетания по главному слову. типы связи (согласование, управление и примыкание), синтаксические отношения, словосочетания простые и сложные. Синонимия словосочетания.
Простое предложение
Предложение как основная коммуникативная синтаксическая единица. Простое предложение. Классификация предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и структуре. Главные и второстепенные члены предложения, их виды.
Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Второстепенные члены предложения: дополнение (прямое и косвенное); обстоятельство (места, времени, цели, причины и др.); определение (согласованное, несогласованное) и приложение.
Предложения двусоставные и односоставные. Односоставные предложения: определенно- личные, неопределенно- личные, обобщенно- личные, безличные. Назывные предложения (номинативные). Осложнения в простом предложении.
Синтаксис текста
Понятие текста и его композиционные особенности. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, связность. Типы речи: описание, рассуждение, повествование и их основные структурно-семантические признаки.
Сложное предложение
Сложное предложение. Общее понятие. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Синтаксические отношения между частями сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции.
Синтаксические отношения простых предложений в составе сложносочиненного, роль сочинительных союзов.
Сложноподчиненные предложения: изъяснительные, определительные, обстоятельственные.
Бессоюзные предложения и синтаксические отношения в них между простыми предложениями.
Русская пунктуация
Русская пунктуация, её основы (логическая, синтаксическая, интонационная). Функции русской пунктуации: знаки препинания внутренние и внешние, выделяющие и отделяющие. Употребление знаков препинания.
Способы передачи чужой речи
Прямая речь (прямая речь и слова автора). Диалог. Форма записи диалога со словами автора и без слов автора. Сложноподчиненное предложение с косвенной речью и соотнесение их с предложениями с прямой речью. Вводные слова и предложения со значением оформления речи (последовательность, обобщение, вывод и т.д.) и источника сообщения. Цитаты и их оформление. Пунктуация.
- 1. Вид итоговой государственной аттестации-
- 2. Объем времени на подготовку и проведение -
- Дисциплина Педагогика
- Тема 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
- Тема 2. Профессиональная компетентность учителя
- Тема 3. Педагогика как наука о воспитании.
- Тема 4. Целостный педагогический процесс и его характеристика.
- Тема 5. Ребенок как объект и субъект воспитания целостного педагогического процесса.
- Тема 6. Личностно ориентированный подход в образовании.
- Тема 7. Методы педагогического исследования.
- Тема 8.Система образования и ее характеристика. Закон рф «Об образовании»
- Тема 9. Дидактика как раздел педагогической науки.
- Тема 10. Обучение в целостном педагогическом процессе.
- Тема 11. Cовременные технологии обучения.
- Тема 12. Мотивы учения на разных возрастных этапах.
- Тема 13. Содержание образования в целостном педагогическом процессе.
- Тема 14. Закономерности и принципы обучения.
- Тема 15. Методы, приемы и средства обучения, их характеристика.
- Тема 16. Организационные формы обучения
- Тема 17. Урок как основная форма организации учебного процесса.
- Тема 18. Диагностика и оценка учебных достижений школьников.
- Тема 19. Воспитание как часть педагогического процесса.
- Тема 20. Современные концепции воспитания.
- Тема 21. Воспитательная система школы.
- Тема 22. Формирование личности в процессе воспитания.
- Тема 23. Методы, приемы и средства воспитания.
- Тема 24. Взаимоотношения коллектива и личности.
- Тема 25. Формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
- Тема 26. Функции, основные направления и формы деятельности учителя – классного руководителя.
- Тема 27. Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников.
- Тема 28 . Педагогическая техника, как инструментарий педагогического мастерства
- Тема 29. Педагогическое общение, его функции и стили.
- Тема 30. Оценка уровня воспитанности школьников.
- Экзаменационные вопросы по педагогике
- Дисциплина Психология
- Тема 1. Предмет психологии, ее задачи. Этапы становления науки. Место психологии в системе наук.
- Тема 2. Личность. «я» - концепция.
- Тема 3. Психологическая характеристика деятельности.
- Тема 4. Темперамент.
- Тема 5. Волевая сфера личности.
- Тема 6. Эмоции и чувства.
- Тема 7. Восприятие.
- Тема 8. Память.
- Тема 9. Внимание.
- Тема 10. Мышление и речь.
- Тема 11. Способности.
- Тема 12. Характер.
- Тема 13. Понятие, условия и движущие силы развития. Законы психического развития.
- Тема 14. Обучение и развитие. Взгляды л.С. Выготского на соотношение обучения и развития.
- Тема 15. Понятие возраста. Периодизация возрастного развития д.Б. Эльконина.
- Тема 16. Роль деятельности и общения в психическом развитии.
- Экзаменационные вопросы по психологии
- Дисциплина Русский язык
- Экзаменационные вопросы по русскому языку
- Дисциплина Методика преподавания русского языка
- Урок как единица учебного процесса.
- Подготовительный период обучения грамоте.
- 3. Основной период обучения грамоте.
- 4. Развитие речи младших школьников на уроках обучения грамоте и письму.
- Методика первоначального обучения письму.
- Урок классного чтения в начальной школе.
- Методика чтения произведений различных жанров художественной литературы, народного творчества и произведений научно-познавательного характера.
- Урок внеклассного чтения в начальной школе.
- Совершенствование фонетико-графических умений младших школьников.
- Обучение орфографии в начальной школе.
- Изучение морфемного состава слов.
- Изучение морфологии в начальной школе.
- Изучение элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе.
- Изложение как речевое упражнение комплексного характера.
- Сочинение как речевое упражнение комплексного характера.
- Экзаменационные вопросы по методике преподавания русского языка
- Экзаменационные вопросы по методике обучения чтению
- Экзамен. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания. Дисциплина Теоретические основы начального курса математики
- 1. Элементы логики.
- 1.1 Множества и операции над ними.
- 1.2 Математические понятия.
- 1.3 Математические предложения.
- 1.4 Математические доказательства.
- 1.5 Задача и процесс её решения.
- Целые неотрицательные числа.
- 3.1. Теоретико-множественный смысл натурального числа, нуля и действий над числами.
- 3.2. Натуральное число как мера величины.
- Экзаменационные вопросы по теоретическим основам начального курса математики
- Дисциплина методика преподавания начального курса математики
- Раздел 1. Методика обучения математике как учебный предмет
- Раздел 2. Характеристика основных понятий начального курса математики
- Тема 2.1 Дочисловой период
- Тема 2.2 Нумерация чисел
- Тема 2.3 Арифметические действия
- Тема 2.4 Простые задачи
- Тема 2.5 Составные задачи
- Тема 2.6 Алгебраические понятия в начальном курсе математики
- Тема 2.7 Геометрические понятия в начальном курсе математики
- Тема 2.8 Доли и дроби
- Тема 2.9 Величины
- Раздел 3. Развитие младших школьников
- Раздел 4. Урок математики в начальных классах
- Раздел 5. Обобщающее повторение
- Экзаменационные вопросы по методике преподавания начального курса математики
- 1. Условия подготовки и процедура проведения -
- Процедура проведение экзаменов -
- Документация к экзамену