logo
Препод

Тема 16. Роль деятельности и общения в психическом развитии.

Деятельность как фактор психического развития. Понятие ведущей деятельности, ее основные характеристики. Взгляды Д. Б. Эльконина на значение ведущей деятельности в развитии детей. Виды ведущей деятельности, их изменение по возрастам. Понятие общения как формы деятельности. Значение общения со взрослыми на разных стадиях развития детей. Формы общения взрослого с ребенком.

Тема № 17. Психическое развитие детей до поступления в школу.

Основные линии развития от 3 до 7 лет. Основные новообразования. Личностные механизмы поведения и социальная ситуация развития ребенка.

Взрослый как носитель общественных функций. Моделирование отношений в мире взрослых. Ведущая роль игры. Природа и структура сюжетно-ролевой игры: роль, сюжет, игровые действия, реальные отношения в игре. Значение игры для общего психического развития. Этапы развития игровой деятельности: предметные игры, сюжетно-ролевые, игры с правилами, игры-драматизации.

Основные стадии развития мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно - образное и словесно-логическое). Эгоцентризм в мышлении и речи дошкольника.

Понятие воображения. Формы проявления. Познавательное и аффективное воображение. Особенности памяти, внимания дошкольников. Формирование произвольной памяти. Организация внимания в дошкольном возрасте на предстоящей деятельности.

Специфика общения дошкольников со сверстниками. Взгляды психологов на общение в дошкольном возрасте. Особенности общения дошкольников со сверстниками. Развитие общения и формы общения дошкольников со сверстниками.

Тема № 18. Общая характеристика младшего школьника. Кризис 7 лет. Познавательное развитие младших школьников.

Общая характеристика младшего школьного возраста. Импульсивность, подвижность, детская непосредственность как основные признаки поведения младшего школьника. Учебная деятельность как ведущая в этом возрасте, ее характеристика.

Основные симптомы кризиса семи лет. Изменения в психической жизни ребенка (Л.С. Выготский). Психологический смысл кризиса 7 лет. Произвольность и опосредованность психической жизни. Личностные новообразования - обобщение аффекта и потеря непосредственности.

Развитие восприятия, памяти, мышления, внимания в младшем школьном возраст Их значение в практике учителя. Возрастные особенности познавательной сферы младших школьников: интеллектуализация и произвольность психических процессов. Роль мышления в развитии всей познавательной сферы младшего школьника.

Тема № 19. Личностное развитие младших школьников.

Формирование самосознания и самооценки, чувства компетентности в младшем школьном возрасте. Влияние оценки учителя. Развитие мотивационно-потребностной сферы младшего школьника. Значение мотивации достижения успеха в младшем школьном возрасте. Развитие мотивов учения.

Влияние школьной оценки на самооценку и статус в группе. Зарождение рефлексии.

Эмоционально-волевая сфера младших школьников. Развитие высших чувств. Усиление волевой регуляции поведения. Проявление индивидуальных различий в младшем школьном возрасте.

Тема № 20. Общая характеристика подростков. Пубертатный кризис.

Пубертатный кризис развития, его признаки. Анатомо-физиологическая перестройка организма и её отражение в проблемах возраста. Проблемы психологического характера. Смена «доминант» в развитии как основная характеристика возраста. Понятие акселерации в развитии, пути помощи подростку в преодолении проблем.

Интимно-личностное общение как ведущая деятельность. Чувство взрослости как центральное новообразование возраста. Полоролевая идентификация подростков.

Тема № 21 . Формирование личности подростков.

Интимно-личностное общение как ведущая деятельность. Специфика общения со взрослыми. Становление личности подростка. Чувство взрослости. Ценностные ориентации. Реакция группирования в подростковом возрасте. Формирование нового образа «я», снижение самооценки. Дружеские отношения в подростковом возрасте. Эмансипация от родителей у подростков. Типы отношений в семье.

Тема № 22. Общая характеристика раннего юношеского возраста. Формирование личности в юношеском возрасте.

Учебно-профессиональная деятельность. Развитие самосознания. Личностное и профессиональное самоопределение, самопознание и становление мировоззрения. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Открытие внутреннего мира, переживание одиночества или страха одиночества как следствие открытия внутреннего мира. Кризис 17 лет.

Тема № 23. Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте.

Социальная ситуация развития. Специфика возрастных кризисов развития: 30 лет, 40 лет, кризис ухода на пенсию 55-60 лет. Изменения личности в период зрелости. Продуктивность профессиональная, творческая, семейная как новообразования периода зрелости. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте. Типы отношения к жизни в пожилом возрасте. Появление мудрости как новообразование периода поздней зрелости.

Тема № 24 Основные понятия психологии обучения. Основные направления обучения.

Общая характеристика процесса обучения. Основные понятия психологии обучения «научение», «обучение», учение», «учебная деятельность».

Основные направления современного обучения: проблемное обучение, программированное обучение, контекстное обучение, обучение, основанное на теории формирования умственных действий П.Я Гальперина, развивающее обучение в отечественной образовательной системе.

Тема № 25. Учебная деятельность, ее специфика и структура. Усвоение как центральное звено учебной деятельности

Учебная деятельность как особая форма учения. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль оценка. Специфические особенности учебной деятельности - обязательность, произвольность, результативность. Усвоение - центральное звено учения. Этапы, стадии усвоения.

Тема № 26. Общая характеристика педагогической деятельности. Функции и специфика.

Общая характеристика педагогической деятельности. Структурные компоненты педагогической деятельности: организационный, коммуникативный, конструктивный. Специфика педагогической деятельности. Продуктивность, её виды как специфическая особенность педагогической деятельности (по Н.В.Кузьминой). Функции педагога - целеполагающие и организационно-структурные. Личностные качества педагога. Структура педагогических способностей.

Тема № 27. Понятие общения, функции, структура, виды общения.

Понятие общение как процесса установления и поддержания межличностных контактов. Общение как деятельность. Проблема общения в отечественной психологии.

Многоплановый характер общения. Содержание, цели и средства общения. Структура и функции общения. Виды общения. Структура общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения, их характеристика. Роль общения в работе учителя. Педагогическое общение как целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников.

Тема № 28. Характеристика сторон общения. Барьеры в общении.

Понятие коммуникативной стороны общения. Понятие коммуникативного барьера. Барьеры понимания, барьеры социокультурного различия, барьеры отношений. Вербальная коммуникация, ее особенности. Правила ведения беседы. Активное и пассивное слушание. Невербальная коммуникация. Жесты, их классификация и интерпретация, позы, мимика, пантомимика.

Понятие перцептивной стороны общения. Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия. Механизм каузальной атрибуции. Стереотипы и установки в социальной перцепции. Эффекты восприятия в процессе общения. Типовые схемы формирования первого впечатления. Понятие социального стереотипа.

Понятие интерактивной стороны общения. Типы интеракций: конкуренция, кооперация. Ролевой обмен в процессе общения. Структура межличностного взаимодействия, ее характеристика.

Тема № 29. Понятие конфликта. Стратегии поведения.

Социально-психологическая характеристика конфликта. Компоненты конфликта: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, конфликтные действия. Решения конфликтных ситуаций. Функции конфликта. Профилактика конфликтов. Стратегии поведения в конфликтах.

Тема № 30. Понятие малой группы, их классификация. Характеристики группы. Динамические процессы в малой группе.

Понятие группы. Виды малых групп. Характеристики группы: композиция, структура, уровень развития, статус, роль. Динамические процессы в группе. Связи и отношения в группе. Уровни развития группы: конгломерат, номинальная, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив.

Лидерство в группе. Компоненты лидерства: деловой, информационный, эмоциональный. Сочетание компонентов. Типы лидеров. Стили лидерства.