logo
sam_raboty_po_pedagogike_zheeest

Матрица анализа «методического багажа» студента (используемых форм воспитательной работы)*

(Использована классификация проф.Е.В. Титовой)

Основание классифи-кации

Типы и виды форм

воспитательной работы

Содержание (направления) воспитательной работы**

воспитание патриотизма и культуры межнационального общения

духовно-нравственное воспитание

гражданское воспитание

эстетическое воспитание

воспитание интереса к познанию, интереса к образовательной области «Филология»

I. Методические особенности

1) «име-

ющие тради-ции»

а) имеющие обязательный набор элементов

а) не имеющие обязатель-

ного набора элементов

2) «не имеющие традиций»

II. Время подготовки и проведения

  1. экспромтные

  1. длительные по подготовке

  1. длительные по проведению

III. Способ отбора содержания

1) творческие

а) импровизационные

б) репетиционные

2) репродуктивные

IV. Организатор

  1. взрослый (взрослые)

  1. один ребенок

3) группа детей

  1. коллектив детей по микрогруппам

V. Активность участников

1) сюжетные

2) эстафетные

3) исполнительско-зрительские

4) исполнительские

5) созерцательные

VI. Способ освоения пространства

1) «сидячие»

2) подвижные

3) передвижные

VII. Способ воплощения

1) «мероприятие»

2) игра

3) дело

4) творческое дело

5)коллективное творческое дело (КТД)

VIII. Возраст детей

* Все подготовленные студентом разработки форм воспитательной работы нумеруются. Каждая форма воспитательной работы, анализируется по всем предложенным восьми основаниям; в соответствующий раздел таблицы заносится номер сценария- формы воспитательной работы.

Делается вывод о разнообразии/однообразии используемых форм воспитательной работы, определяются перспективы совершенствования «методического багажа» студента.

Приложение 2

Схема 1 самоанализа внеклассного мероприятия

В данном контексте «мероприятие» – любое событие во внеклассной жизни учащихся, слово не имеет негативного оттенка, которое придают ему некоторые авторы (например, Е.В.Титова).

Закончите предложения.

Мой класс представляет собой ... . Поэтому я считаю, что в этом году целью воспитательной работы является…; важно решить следующие задачи: ... Чтобы способствовать решению задачи ... , я подумал(а), что было бы уместно провести такие дела, как ... и среди них ... .

Чтобы вдохновить учащихся этой идеей, я .... . Подготовка к ... представляла собой ... . Ребята ...(что и как делали), мое участие в подготовке заключалось ... . Мы вместе ...(содержание, форма, оформление).

Больше всего я волновался (волновалась) ... . Совсем не волновался (не волновалась) ... .

При проведении дела удачными оказались следующие моменты: ... (содержание, форма, организация, эстетика оформления, стиль взаимодействия, судейство и т.д.).

На будущее я постараюсь учесть и исправить ... .

Проведение итогов (анализ) прошло (будет проходить) в следующей форме: ... . Учащиеся отметили, что ... , ими были высказаны следующие мысли: ... .

Я считаю, что цель, на достижение которой было направлено данное мероприятие ... .

Следующим шагом в работе с классом должно стать ... .

Схема 2 анализа и оценки внеклассного мероприятия

В данном контексте «мероприятие» – любое событие во внеклассной жизни учащихся, слово не имеет негативного оттенка, которое придают ему некоторые авторы (например, Е.В.Титова).

За каждый утвердительный ответ присваивается один балл, сумма сопоставляется с максимально возможным количеством баллов, делается вывод о профессионализме классного руководителя.

Предмет анализа

Характеристика мероприятия

Баллы (max)

1.Цель мероприятия

А) продумана вместе с учащимися;

Б) вытекает из проблем (цели) воспитания класса на год;

В) вытекает из проблем (задач) воспитания конкретного ребенка;

Г) ориентирована одновременно на прикладные и воспитательные результаты;

Д) ориентирована одновременно на внешний эффект и внутренний результат;

Е) соотносима с целью деятельности школы.

6

  1. Тема и форма мероприятия

А) продуманы совместно с учащимися;

Б) обусловлены целью мероприятия;

В) соответствуют возрасту учащегося;

Г) достаточно оригинальны.

4

3. Подготовка к мероприятию

А) в организации большую роль играют дети;

Б) проходит по четкому, составленному совместно с учащимися плану (поэтапно);

В) задания по подготовке мероприятия были распределены между организаторами.

3

4.Содержание мероприятия

А) соответствует цели;

Б) соответствует теме;

В) соответствует возрасту;

Г) имеет новизну;

Д) отражает целостность мира;

Е) нравственно окрашено.

6

5. Проведение мероприятия

А) дети — в роли ведущего;

Б) мероприятие не затянуто;

В) мероприятие имеет разумное количество этапов;

Г) нет «показухи»;

Д) предоставлена возможность импровизации;

Е) родителям предусмотрена активная позиция.

6

6. Подведение итогов

А) проводится в доброжелательной атмосфере;

Б) осуществляется изучение эмоционального отношения к мероприятию, собственной позиции в нем (различными методами);

В) организовано обсуждение «+» и «—», делаются заметки на будущее;

Г) стимулируется участие каждого ребенка в обсуждении (различными методами).

4

Общий вывод

итого

Схема 3.