logo
sam_raboty_po_pedagogike_zheeest

Общие основы педагогики Задание базовой части самостоятельной работы: 8 часов

Тема

Задание

час

З /Е

1. Педагогика и современность. Категориальный аппарат педаго-гики. Система педагогических наук.

Выписать в педагогический словарик основные категории педагогики с их определениями (использовать учебники, энциклопедические словари и справочники). Упорядочить понятия в виде схемы

1

0,0278

2.Научное исследование в педагогике. Методы педагогических исследований.

Подобрать 5 разных по виду ПЕДАГОГИЧЕСКИХ диагностических методик для изучения 1) интересов ребенка; 2) удовлетворённости своей деятельностью (участием в мероприятии); 3) читательских предпочтений; 4) уровня самостоятельности; 5) НА СВОЙ ВЫБОР (например, дисциплинированности, отзывчивости…).

2

0,055

3. Целостный педагогический процесс. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

Используя базовый учебник «Педагогика» под ред. В.А. Сластенина, М., 2003., дополнить «Педагогический словарик» понятиями:

  1. «Закономерности педагогического процесса».

  2. «Целостный педагогический процесс».

  3. «Закономерности целостного педагогического процесса».

  4. «Принципы педагогического процесса».

  5. «Принципы организации педагогического процесса».

  6. «Принципы управления деятельностью воспитанников».

1

0,0278

Сделать конспекты книги (указать краткую информацию об авторе книги)

  1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1987.

  2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986, с.7 – 16, 75 – 91

  3. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1992, с.11 – 18

  4. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1991;

  5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб, 2004.

  6. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. с. 15- 29, 35 – 43.

2

0,055

4. Инновации в педагогическом процессе. Авторские школы

Провести микроисследование (индивидуально, объем 2-3 стр.):

  • Найти определение категории «инновации», узнать какие существуют виды инноваций, каковы этапы внедрения инноваций (конспект).

  • Задать директору (заместителю директора) своей родной школы 2 вопроса: какие проблемы и какие инновации характерны для нашей школы в последние 3 года? (Указать с кем проведена беседа, в какой школе проведено микроисследование.)

  • Обобщить полученные данные, сделать вывод.

2

0,055

Задания дополнительной СРС: 8 часов ПО СУММЕ

1. Педагогика и современность. Категориальный аппарат педагогики. Система педагогических наук.

Пользуясь педагогической периодикой, проанализировать содержание 2-3 педагогических журналов, выписать тематику 7-10 статей, написать эссе на тему «Проблемы современной школы» (2-3 стр).

4

0,11

2.Научное исследование в педагогике. Методы педагогических исследований.

Выйти на сайт ВАК РФ (знать расшифровку аббревиатуры), выбрать из раздела объявлений о защите диссертаций 50 тем диссертационных исследований по педагогике; сгруппировать их в тематические блоки; сделать вывод об актуальных направлениях педагогических исследований.

4

0,11

Выйти на сайт ВАК РФ (знать расшифровку аббревиатуры), выбрать из раздела объявлений о защите диссертаций 3 заинтересовавших вас автореферата, изучить раздел «Методы исследования»; скопировать тему, цель, методы исследования; на основе проведённого анализа сделать вывод о специфике методов педагогических исследований.

2

0,055

3. Целостный педагогический процесс. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

Представить в виде схемы взаимосвязь понятий:

  1. «Закономерности педагогического процесса».

  2. Основные закономерности «целостного педагогического процесса».

  3. Принципы педагогического процесса»

  4. Принципы организации педагогического процесса.

  5. Принципы управления деятельностью воспитанников.

2

0,055

4. Инновации в педагогическом процессе. Авторские школы

На основе изученного материала по теме «Инновации в педагогическом процессе» написать реферат на данную тему (5-7 стр.).

Примерный план:

  1. Что такое новизна и новаторство?

  2. Массово ли новаторство, или это удел нескольких избранных ученых-практиков?

  3. На какой основе возникают прогрессивные новации?

  4. Критерии педагогических инноваций.

  5. Инновационные учебные заведения

  6. Организация инновационной деятельности в общеобразовательной школе.

  7. Инновации в школе, в которой я учился.

4

0,11

Прочитать одно из произведений педагогов-новаторов конца ХХ – начала ХХIвв (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.П. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Е.А. Ямбург) и написать эссе «Что из опыта педагога-новатора я возьму в свой педагогический опыт?».

4

0,11

ПОДГОТОВИТЬСЯ К ТЕСТИРОВАНИЮ,

опираясь на кодификатор

Раздел освоен, если не менее трёх модулей выполнены не менее, чем на 50%

Общие основы педагогики

Модуль

Основное содержание

1.3.1.

Педагогика как наука, её структура

знать: объект, предмет, структуру и функции педагогики;

уметь: соотносить сущностные характеристики понятий объект, предмет, основные категории педагогики

1.3.2.

Методология педагогической науки

знать: сущностные характеристики и уровни методологии педагогики; методологические подходы в педагогике (антропологический, аксиологический, деятельностный, культурологический, гуманистический, личностный, синергетический, герменевтический, системный) и их реализация в воспитании и образовании

1.3.3.

Связь педагогики с другими науками

знать: основные отрасли педагогики, место педагогики в системе наук

1.3.4.

Методы и логика педагогического исследования

знать: методы педагогического исследования, их классификацию; логику педагогического исследования

1.3.5.

Категориальный аппарат педагогики

знать: категории: «воспитание», «образование», «обучение», «педагогический процесс», «самовоспитание», «социализация», «педагогическое взаимодействие», «ценность»; специфику целей воспитания на разных этапах развития общества; характеристику общечеловеческих, конкретно-исторических и индивидуальных ценностей в воспитании и образовании; сущностные характеристики образования как общественного явления и педагогического процесса; сущностные характеристики понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «развитие», «формирование»; внешние и внутренние факторы развития личности (наследственность, социальная среда, активность личности); особенности образования как ведущего механизма присвоения социального опыта