logo
sam_raboty_po_pedagogike_zheeest

1. Коллективная самооценка: «Кто мы? Какие мы?» (Самооценка коллектива через эмоционально-символическую аналогию)

На доске в виде плана последовательно пишутся образные названия всех стадий развития коллектива, отражающие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей в коллективе, их переживания, нормы и ценностные ориентации. Эмоциональные образы, символы подобраны с учетом особенностей подростков, их стремления к романтике, эмоциональному восприятию действительности.

Стадии развития коллектива:

  1. «Песчаная россыпь».

  2. «Мягкая глина».

  3. «Мерцающий маяк».

  4. «Алый парус».

  5. «Горящий факел».

Далее учащимся зачитывают развернутые образные характеристики каждой стадии и предлагают подумать, на какой из стадий развития находится коллектив класса (материал можно взять из книги: Немов Р.С., Кирпичник А.Г., Путь к коллективу. – М., 1983).

Самоаттестация коллектива обычно превращается в заинтересованный разговор, во время которого учащиеся обсуждают положение дел в классе и определяют, на какой стадии развития находится коллектив. Одновременно данная методика позволяет показать школьникам перспективу развития коллектива, задачи, которые необходимо для этого решать. Ребята думают, как далеко их коллектив может продвинуться, и намечают, что и как нужно делать, чтобы цель была доступна. Все это может послужить очень сильным толчком в работе над развитием классного коллектива.