1. Коллективная самооценка: «Кто мы? Какие мы?» (Самооценка коллектива через эмоционально-символическую аналогию)
На доске в виде плана последовательно пишутся образные названия всех стадий развития коллектива, отражающие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей в коллективе, их переживания, нормы и ценностные ориентации. Эмоциональные образы, символы подобраны с учетом особенностей подростков, их стремления к романтике, эмоциональному восприятию действительности.
Стадии развития коллектива:
«Песчаная россыпь».
«Мягкая глина».
«Мерцающий маяк».
«Алый парус».
«Горящий факел».
Далее учащимся зачитывают развернутые образные характеристики каждой стадии и предлагают подумать, на какой из стадий развития находится коллектив класса (материал можно взять из книги: Немов Р.С., Кирпичник А.Г., Путь к коллективу. – М., 1983).
Самоаттестация коллектива обычно превращается в заинтересованный разговор, во время которого учащиеся обсуждают положение дел в классе и определяют, на какой стадии развития находится коллектив. Одновременно данная методика позволяет показать школьникам перспективу развития коллектива, задачи, которые необходимо для этого решать. Ребята думают, как далеко их коллектив может продвинуться, и намечают, что и как нужно делать, чтобы цель была доступна. Все это может послужить очень сильным толчком в работе над развитием классного коллектива.
- Общие основы педагогики Задание базовой части самостоятельной работы: 8 часов
- Теории и технологии воспитания Задание базовой части самостоятельной работы: 25 часов
- Задание дополнительной части самостоятельной работы: 16 часов по сумме
- Приложения
- Матрица анализа «методического багажа» студента (используемых форм воспитательной работы)*
- Диагностика эффективности внеклассного воспитательного мероприятия
- Критерии эффективности внеклассного воспитательного мероприятия
- Обработка и интерпретация результатов
- Карта оценки уровня сформированности педагогической компетентности
- Тема 10. Коллектив как объект и субъект воспитания. Технология работы педагога с коллективом и группой
- 10.1. Классный коллектив и его роль в развитии ребенка
- Диагностические методики
- 1. Анкета «Наш класс нашими глазами»
- 2. Рисунок-образ
- 3. Беседа с классным руководителем
- 4. Наблюдение
- 10.2.Уровень и перспективы развития коллектива
- Диагностические методики
- 1. Коллективная самооценка: «Кто мы? Какие мы?» (Самооценка коллектива через эмоционально-символическую аналогию)
- 2. Беседа с классным руководителем
- 3. Наблюдение
- 10.3.Проблемы в развитии коллектива и пути преодоления негативных явлений в его жизнедеятельности
- Диагностические методики
- 1.Незаконченные предложения
- 2. Анкета «Что же делать, как же быть?»
- 3. Беседа
- 4. Наблюдение
- 10.4.Уровень развития коллектива как среды формирования ребенка
- Диагностические методики
- 1. Беседа
- 2. Рисунок – символ
- 3. Беседа с классным руководителем
- 4. Наблюдение
- 10.5.Урок как фактор формирования коллектива класса
- Наблюдение «Распределение времени на уроке»
- Беседа с учителем
- Тема 11. Самовоспитание как процесс и результат воспитания
- 11.1.. Готовность школьников к самовоспитанию
- Диагностические методики
- 1. Анкета
- 2. Незаконченное предложение
- 3. Проективный рисунок
- 4. Анкета (самооценка, экспертная оценка)
- 11.2.Отношение школьников к учению с позиции ребенка, учителя, родителей
- Анкета «Стимулы познавательной деятельности»
- 11.3.Уровень сформированности у школьников интеллектуальных умений
- Анкета «Изучение уровня сформированности интеллектуальных умений»
- 11.4. ПричинЫ педагогической запущенности подростка
- Диагностические методики
- 11.5.Причины неуспеваемости школьников
- Анкета «Причины неуспеваемости
- Анкета «Причины неуспеваемости