logo
Умк Дошк

1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

Основные понятия, возрастная периодизация, воз­раст, ребенок, половая идентификация, кризис разви­тия, педагогические условия развития субъектности ребенка.

Объектом дошкольной педагогики является ребе­нок в период от рождения до поступления в школу. Продолжительность этого отрезка жизни можно раз­делить на два больших периода — ранний возраст и дошкольный возраст. Каждый возраст разделен на эта­пы: ранний — на 7 этапов, дошкольный — на 4. Та­кое деление связано с особенностями психофизиоло­гического роста и развития ребенка.

В Конвенции о правах ребенка отмечено, что ребен­ком является человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста (ч. 1, ст. 1). Рассмотрение и изучение возрастных этапов связано с общими зако­номерностями, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для младен­ца, то, что может ребенок в 5 лет, невыполнимо в 3 года. Период детства, согласно возрастной перио­дизации А. А. Маркосяна, характеризуется комплек­сом признаков: размеры тела и органов, масса, сте­пень окостенения скелета, сроки прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полово­го созревания, мышечная сила и половые различия. Возрастная периодизация детства, согласно Д. Б. Эльконина характеризуется сменой ведущей деятельнос­ти. Виды деятельности постепенно сменяют друг дру­га, обеспечивая полноценное развитие.

Д. Б. Эльконин определяет возраст как относитель­но замкнутый период, значение которого устанавли­вается прежде всего, местом на общей линии детского развития. Поэтому дошкольный период следует рас­сматривать по следующим критериям: социальная си­туация развития; ведущий тип деятельности; уровень развития ребенка на данном этапе. Переходы между периодами называются кризисами возрастного перио­да. В детстве существуют кризисы 3 и 7 лет, которые характеризуются быстрыми темпами изменения в по­ведении и психике ребенка.

Краткая характеристика возрастных этапов

В младенческом возрасте (1-й год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональ­ное или ситуативно-личностное общение, внутри ко­торого происходит развитие движений руки и форми­рование предметных действий.

В раннем возрасте (1—3 года) на первое место выс­тупает предметно-манипулятивная деятельность, в ко­торой происходит активное овладение предметными и орудийными действиями в совместной деятельности со взрослым.

В дошкольном возрасте (3—7 лет) появляются ка­чественные новообразования. Ребенок становится фи­зически крепче, физическое развитие тесно связано с умственным. Происходит разностороннее развитие ре­бенка. Высокий темп набирает умственное, эстетиче­ское, нравственно-социальное развитие ребенка. Возникает новая форма общения — внеситуативно-лич­ностная, развиваются эмоции, воля, интеллект, появ­ляются виды деятельности как формы жизненной ак­тивности: игра, учение, труд, изобразительная деятель­ность. К 6—7 годам формируется готовность к систе­матическому обучению в школе.

Этапы каждого периода детства отражены в про­граммах воспитания. Так, в программе «Детство» вы­делены младший, средний, старший возраст. В про­грамме «Истоки» обозначены два этапа: младший дош­кольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошколь­ный возраст (от 5 до 7 лет), каждый педагог, организуя воспитательно-образовательную работу должен учиты­вать возрастные закономерности и особенности детей.

Характеристика возрастных особенностей дош­кольников:

— развиваются качества обучаемости (А. П. Усова), ребенок может учиться по определенной программе; развивается произвольность поведения и деятель­ности, способность к самоконтролю;

В дошкольном возрасте проявляется ряд психических и психофизиологических половых особенностей, поэтому педагог должен учитывать их при воспитании детей разного пола.

Новая отрасль педагогики — нейропедагогика —разрабатывает новые подходы к обучению и воспита­нию детей разного пола. Различия наблюдаются уже при рождении. Это различия в весе, по-разному про­ исходит развитие мышления, речи, воображения, эмо­циональной сферы. У мальчиков больше случаев ум­ственной задержки, гемофилии, заикания, неврозов (А. И. Захаров, В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман), мальчикам на всех этапах развития не хватает положи­тельных эмоций, ласкового слова, взгляда, поглаживания. И девочки, и мальчики любят похвалу. Дети отличаются друг от друга не только полом. Они раз­личны по темпераменту, уже сложившемуся характе­ру, по приобретенному жизненному опыту. Все это требует от воспитателя дифференцированного подхода к организации воспитания.

В гуманистической педагогике ребенок рассматри­вается в качестве субъекта, его субъективность как социально-целостное качество личности необходимо

формировать в процессе педагогического взаимодей­ствия. Задача педагога создавать условия, влияющие на развитие необходимых качеств личности: компе­тентности, креативности, самостоятельности, эмоцио­нальности, инициативности, свободы поведения.

К условиям развития субъектности ребенка млад­шего возраста следует отнести:

  1. формирование уверенности ребенка своих возмож­ностях и способностях;

  2. развитие положительного самоизучения (созда­ние ситуации успеха, преодоления трудностей);

  3. создание положительного отношения к играм и занятиям сверстников;

  4. корректировка неблагоприятных форм развития (застенчивости, агрессивности, тревожности, замкну­тости);

  5. организация предметно-развивающей среды для самостоятельных игр и занятий, создание доверия к взрослому, стремление к хорошим поступкам.

Педагогические условия развития старших дош­кольников включают:

1) стимулирование субъективности ребенка; '

2) построение взаимодействий на основе сотрудни­чества, взаимопонимания, взаимопомощи;

3) признание и принятие ребенка как полноправно­ го партнера;

  1. построение субъектно-объектных отношений в различных видах деятельности;

  2. использование идей педагогики любви, педаго­гики ненасилия;

  3. создание в дошкольном учреждении центра ин­тересов, лабораторий познания и художественно-эстетического творчества для развития самореализации, самоутверждения;

7) учет индивидуальных особенностей ребенка, осо­бый подход к хорошо развивающимся (талантливым) детям и детям с задержкой нервно-психического раз­вития.

Таким образом, субъективность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием био­логических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной деятельности педагога.