1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
Основные понятия, возрастная периодизация, возраст, ребенок, половая идентификация, кризис развития, педагогические условия развития субъектности ребенка.
Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Продолжительность этого отрезка жизни можно разделить на два больших периода — ранний возраст и дошкольный возраст. Каждый возраст разделен на этапы: ранний — на 7 этапов, дошкольный — на 4. Такое деление связано с особенностями психофизиологического роста и развития ребенка.
В Конвенции о правах ребенка отмечено, что ребенком является человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста (ч. 1, ст. 1). Рассмотрение и изучение возрастных этапов связано с общими закономерностями, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для младенца, то, что может ребенок в 5 лет, невыполнимо в 3 года. Период детства, согласно возрастной периодизации А. А. Маркосяна, характеризуется комплексом признаков: размеры тела и органов, масса, степень окостенения скелета, сроки прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила и половые различия. Возрастная периодизация детства, согласно Д. Б. Эльконина характеризуется сменой ведущей деятельности. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценное развитие.
Д. Б. Эльконин определяет возраст как относительно замкнутый период, значение которого устанавливается прежде всего, местом на общей линии детского развития. Поэтому дошкольный период следует рассматривать по следующим критериям: социальная ситуация развития; ведущий тип деятельности; уровень развития ребенка на данном этапе. Переходы между периодами называются кризисами возрастного периода. В детстве существуют кризисы 3 и 7 лет, которые характеризуются быстрыми темпами изменения в поведении и психике ребенка.
Краткая характеристика возрастных этапов
В младенческом возрасте (1-й год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого происходит развитие движений руки и формирование предметных действий.
В раннем возрасте (1—3 года) на первое место выступает предметно-манипулятивная деятельность, в которой происходит активное овладение предметными и орудийными действиями в совместной деятельности со взрослым.
В дошкольном возрасте (3—7 лет) появляются качественные новообразования. Ребенок становится физически крепче, физическое развитие тесно связано с умственным. Происходит разностороннее развитие ребенка. Высокий темп набирает умственное, эстетическое, нравственно-социальное развитие ребенка. Возникает новая форма общения — внеситуативно-личностная, развиваются эмоции, воля, интеллект, появляются виды деятельности как формы жизненной активности: игра, учение, труд, изобразительная деятельность. К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Этапы каждого периода детства отражены в программах воспитания. Так, в программе «Детство» выделены младший, средний, старший возраст. В программе «Истоки» обозначены два этапа: младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет), каждый педагог, организуя воспитательно-образовательную работу должен учитывать возрастные закономерности и особенности детей.
Характеристика возрастных особенностей дошкольников:
личность ребенка дошкольника находится в стадии становления, созревания и развития;
самоценность периода детства определяется наличием его субкультуры, развивается ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра;
изменение социальной позиции ребенка-дошкольника, нарастает способность к «соподчинению мотивов» (А. Н. Леонтьев), проявляются мотивы морального характера, развивается эмоциональная сфера, усваиваются этические нормы;
приобщение ребенка к миру культуры, общечеловеческим ценностям, формируется способность к самооценке, стремление к самосовершенствованию; происходит складывание личного самосознания ребенка;
— развиваются качества обучаемости (А. П. Усова), ребенок может учиться по определенной программе; развивается произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю;
эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка;
ребенок зависим от взрослого, существует потребность в общении с ним, сопричастность миру взрослых;
формируется готовность к систематическому обучению в школе.
В дошкольном возрасте проявляется ряд психических и психофизиологических половых особенностей, поэтому педагог должен учитывать их при воспитании детей разного пола.
Новая отрасль педагогики — нейропедагогика —разрабатывает новые подходы к обучению и воспитанию детей разного пола. Различия наблюдаются уже при рождении. Это различия в весе, по-разному про исходит развитие мышления, речи, воображения, эмоциональной сферы. У мальчиков больше случаев умственной задержки, гемофилии, заикания, неврозов (А. И. Захаров, В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман), мальчикам на всех этапах развития не хватает положительных эмоций, ласкового слова, взгляда, поглаживания. И девочки, и мальчики любят похвалу. Дети отличаются друг от друга не только полом. Они различны по темпераменту, уже сложившемуся характеру, по приобретенному жизненному опыту. Все это требует от воспитателя дифференцированного подхода к организации воспитания.
В гуманистической педагогике ребенок рассматривается в качестве субъекта, его субъективность как социально-целостное качество личности необходимо
формировать в процессе педагогического взаимодействия. Задача педагога создавать условия, влияющие на развитие необходимых качеств личности: компетентности, креативности, самостоятельности, эмоциональности, инициативности, свободы поведения.
К условиям развития субъектности ребенка младшего возраста следует отнести:
формирование уверенности ребенка своих возможностях и способностях;
развитие положительного самоизучения (создание ситуации успеха, преодоления трудностей);
создание положительного отношения к играм и занятиям сверстников;
корректировка неблагоприятных форм развития (застенчивости, агрессивности, тревожности, замкнутости);
организация предметно-развивающей среды для самостоятельных игр и занятий, создание доверия к взрослому, стремление к хорошим поступкам.
Педагогические условия развития старших дошкольников включают:
1) стимулирование субъективности ребенка; '
2) построение взаимодействий на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи;
3) признание и принятие ребенка как полноправно го партнера;
построение субъектно-объектных отношений в различных видах деятельности;
использование идей педагогики любви, педагогики ненасилия;
создание в дошкольном учреждении центра интересов, лабораторий познания и художественно-эстетического творчества для развития самореализации, самоутверждения;
7) учет индивидуальных особенностей ребенка, особый подход к хорошо развивающимся (талантливым) детям и детям с задержкой нервно-психического развития.
Таким образом, субъективность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной деятельности педагога.
- «Утверждаю»
- Дошкольная педагогика
- Учебная программа для специальности:
- Курс, дневной формы получения высшего образования
- Требования к освоению учебной дисциплины
- Структура содержания учебной дисциплины
- Методы (технологии) обучения
- Организация самостоятельной работы студентов
- Содержание учебного материала Распределение часов
- Содержание курса (2 семестр, со)
- Содержание курса (3 семестр)
- Информационная (информационно-методическая) часть содержание курса Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1. Дошкольная педагогика как наука
- 2. Белорусская народная педагогика
- 3. Организация и методы научно-педагогического исследования
- 4. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 5. Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога
- 6. Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста
- 7. Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка
- 8. Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника
- 9. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- 10. Система дошкольного образования в Республике Беларусь
- 11. Современное программное обеспечение деятельности дошкольных учреждений
- Раздел 2. Педагогика раннего детства
- 12. Становление и развитие педагогики раннего детства
- 13. Особенности периода раннего детства и его значение
- 14. Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста
- 15. Воспитание и развитие детей раннего возраста
- Раздел 3. Воспитание здорового ребенка-дошкольника
- 16. Теоретические основы физического воспитания дошкольников
- 17. Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни
- Раздел 4. Воспитание личности дошкольника в деятельности
- 18. Теоретические основы игры
- 19. Сюжетно-ролевая игра
- 20. Режиссерская игра
- 21. Конструктивно-строительная игра
- 26. Организация труда детей в дошкольном учреждении
- 27. Воспитание и развитие дошкольников в процессе общения
- Раздел 5. Интеллектуально-познавательное воспитание и развитие дошкольников
- 28. Теоретические основы интеллектуально-познавательного воспитания
- 29. Сенсорное воспитание
- 30. Дошкольная дидактика
- Раздел 6. Социально-нравственное воспитание и развитие дошкольников
- 31. Теоретические основы социально-нравственного воспитания
- 32. Воспитание гуманности
- 33. Воспитание нравственно-волевых качеств характера
- 34. Воспитание коллективизма
- 35. Воспитание культуры поведения
- 36. Формирование качеств мужественности и женственности
- 37. Воспитание начал патриотизма и гражданственности
- 38. Основы экономического воспитания дошкольников
- Раздел 7. Эстетическое и художественное воспитание дошкольников
- 39. Теоретические основы эстетического воспитания
- 40. Формирование художественно-творческих способностей
- Раздел 8. Дошкольное учреждение, семья, школа
- 41. Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
- 42. Планирование педагогического процесса
- 43. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей
- 44. Готовность детей к школьному обучению
- 45. Преемственность между дошкольным и начальным образованием
- Весенний семестр
- Литература Основная
- Дополнительная:
- Протокол согласования учебной программы по изучаемой учебной дисциплине с другими дисциплинами специальности
- Дополнения и изменения к учебной программе дополнения и изменения к учебной программе по изучаемой дисциплине на ______/_____ учебный год
- Содержание учебного материала Распределение часов (1 семестр, со)
- Роль воспитателей и родителей в процессе социализации ребёнка, предмет и орудие труда воспитателя. История возникновения профессии.
- 2. Структура и функции деятельности воспитателя.
- 3.Профессиональные умения воспитателя.
- 4. Личностные качества педагога
- Тема 1: Дошкольная педагогика как наука(4 ч.)
- 1.Дошкольная педагогика – наука о воспитании и обучении детей от рождения до поступления в школу
- 2.Основные категории и понятия дошкольной педагогики.
- Современная педагогика - разветвленная система наук о воспитании
- Тема3. Организация и методы научно-педагогического исследования (2 часа)
- Литература
- Тема 4. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания (4 часа)
- Литература
- 1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Современная педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.
- Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста
- Тема 5. Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога (4 часа)
- Литература
- 1. Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога
- Основой конструирования образовательного процесса в доу является субъект-субъектное взаимо действие.
- 2.Роль воспитателей и родителей в процессе социализации ребёнка, предмет и орудие труда воспитателя. История возникновения профессии
- 2. Структура и функции деятельности воспитателя.
- 3.Профессиональные умения воспитателя.
- 4. Личностные качества педагога
- 1. Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога
- Основой конструирования образовательного процесса в доу является субъект-субъектное взаимо действие.
- Тема 6. Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста (4 часа)
- Литература
- 3. Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка-дошкольника
- Тема: Система дошкольного образования Республики Беларусь
- Литература
- Система дошкольного образования
- Приоритетные задачи дошкольного образования:
- Качество дошкольного образования определяется:
- Образовательные программы и стандарты дошкольного образования
- Учреждения дошкольного образования и сроки его получения
- 4.Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования
- Тема 11. Современное программное обеспечение деятельности дошкольных учреждений (4 часа)
- Литература
- Значение программ обучения и воспитания в ду
- История создания программных документов по дошкольному воспитанию
- Комплексные и специализированные программы обучения и воспитания в ду
- Гуманизация воспитательно-образовательного процессе в ду
- Личностно-ориентированная модель воспитания
- Тема: Становление и развитие общественного дошкольного воспитания
- Развитие общественного дошкольного воспитания в россии
- Развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- Становление воспитания как общественной функции в историческом контексте
- 5.Развитие общественного дошкольного воспитания в россии
- Литература:
- Изобразительная деятельность
- Истоки трудовой деятельности
- Музыкальная деятельность
- Кризис рождения. Врожденные рефлексы
- Становление потребности в общении со взрослыми
- Комплекс оживления младенца
- Ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым и их роль в развитии младенца
- Предпосылки развития речи
- Тема 2.Развитие и воспитание ребенка первого года жизни
- Развитие и воспитание ребенка в раннем возрасте (1-3 года)
- Развитие предметных и орудийных действий
- Развитие познавательной сферы детей
- 3.Развитие речи в раннем возрасте
- Развитие игры в раннем возрасте
- Становление потребности в общении со сверстниками
- Предпосылки становления личности
- Кризис 3 лет и его феномены
- Двигательная деятельность в жизни ребенка
- Конструктивная деятельность детей раннего возраста
- Игрушки для детей раннего возраста