Становление потребности в общении со сверстниками
После 3 лет дети демонстрируют ярко выраженную потребность в общении со сверстниками и специфические формы взаимодействия друг с другом. Периодом формирования этой потребности является ранний возраст.
Наиболее детально общение детей в раннем возрасте изучала Л.Н.Галигузова. В серии экспериментов детям раннего возраста предъявляли слайды с изображениями взрослых, сверстников и игрушечных животных. Изображение сверстника вызывало в 2 раза больше эмоциональных проявлений и в 1,5 раза больше вокализаций, чем изображение взрослого. В слайдах со сверстником дети видели не просто картинку, а узнавали в них самих себя или знакомую ситуацию, связанную с их собственным опытом., дети разговаривали с ним, как с живым ребенком. Изображение сверстника вызывало «узнавание самого себя», которое сопровождалось яркими эмоциями, это позволяло ребенку посмотреть на себя как бы со стороны и таким образом не только узнать, но и «познать» самих себя.
М.И.Лисина предложила 4 критерия, которые свидетельствуют о наличии потребности в общении:
1. Внимание и интерес к другому человеку (дети рассматривают друг друга и наблюдают за другим ребенком);
2. Эмоциональное отношение к нему (эмоциональные экспрессии);
3. Стремление привлечь к себе внимание другого (демонстрация своих возможностей, игрушек, жесты, вокализации);
Чувствительность к его воздействиям (дети учитывают отношение к себе другого ребенка).
Особенности общения детей раннего возраста
Л.Н.Галигузова выделила 4 категории действий, отражающих отношение детей к сверстникам:
1. Действия, характеризующие отношение к сверстнику, как интересному объекту (рассматривание, знакомство с его внешностью);
2. Действия со сверстником, как с игрушкой (дергают за волосы, хлопают по голове и лицу, тянут за руку или за ногу, т.е. играют как с куклой);
3. Действия, общие для поведения детей в отношении взрослого и сверстника (наблюдение, подражание, взгляды в глаза, адресованные улыбки, речевые обращения);
4. Действия, специфичные только для контактов со сверстниками (прыгают, визжат, дразнят друг друга, хохочут, кривляются, бегают друг за другом, пугают, ссорятся, отбирают игрушки, дерутся).
Особое место во взаимодействии детей занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и через это чувствуют взаимную общность. Контакты малышей практически всегда сопровождаются яркими эмоциями. Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Общение ребенка со сверстниками создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует инициативность малыша.
Таким образом, общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического взаимодействия и характеризуется непосредственностью, отсутствием предметного содержания, раскованностью, эмоциональной насыщенностью, нестандартностью коммуникативных средств, зеркальным отражением действий и движений партнера.
- «Утверждаю»
- Дошкольная педагогика
- Учебная программа для специальности:
- Курс, дневной формы получения высшего образования
- Требования к освоению учебной дисциплины
- Структура содержания учебной дисциплины
- Методы (технологии) обучения
- Организация самостоятельной работы студентов
- Содержание учебного материала Распределение часов
- Содержание курса (2 семестр, со)
- Содержание курса (3 семестр)
- Информационная (информационно-методическая) часть содержание курса Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1. Дошкольная педагогика как наука
- 2. Белорусская народная педагогика
- 3. Организация и методы научно-педагогического исследования
- 4. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 5. Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога
- 6. Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста
- 7. Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка
- 8. Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника
- 9. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- 10. Система дошкольного образования в Республике Беларусь
- 11. Современное программное обеспечение деятельности дошкольных учреждений
- Раздел 2. Педагогика раннего детства
- 12. Становление и развитие педагогики раннего детства
- 13. Особенности периода раннего детства и его значение
- 14. Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста
- 15. Воспитание и развитие детей раннего возраста
- Раздел 3. Воспитание здорового ребенка-дошкольника
- 16. Теоретические основы физического воспитания дошкольников
- 17. Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни
- Раздел 4. Воспитание личности дошкольника в деятельности
- 18. Теоретические основы игры
- 19. Сюжетно-ролевая игра
- 20. Режиссерская игра
- 21. Конструктивно-строительная игра
- 26. Организация труда детей в дошкольном учреждении
- 27. Воспитание и развитие дошкольников в процессе общения
- Раздел 5. Интеллектуально-познавательное воспитание и развитие дошкольников
- 28. Теоретические основы интеллектуально-познавательного воспитания
- 29. Сенсорное воспитание
- 30. Дошкольная дидактика
- Раздел 6. Социально-нравственное воспитание и развитие дошкольников
- 31. Теоретические основы социально-нравственного воспитания
- 32. Воспитание гуманности
- 33. Воспитание нравственно-волевых качеств характера
- 34. Воспитание коллективизма
- 35. Воспитание культуры поведения
- 36. Формирование качеств мужественности и женственности
- 37. Воспитание начал патриотизма и гражданственности
- 38. Основы экономического воспитания дошкольников
- Раздел 7. Эстетическое и художественное воспитание дошкольников
- 39. Теоретические основы эстетического воспитания
- 40. Формирование художественно-творческих способностей
- Раздел 8. Дошкольное учреждение, семья, школа
- 41. Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
- 42. Планирование педагогического процесса
- 43. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей
- 44. Готовность детей к школьному обучению
- 45. Преемственность между дошкольным и начальным образованием
- Весенний семестр
- Литература Основная
- Дополнительная:
- Протокол согласования учебной программы по изучаемой учебной дисциплине с другими дисциплинами специальности
- Дополнения и изменения к учебной программе дополнения и изменения к учебной программе по изучаемой дисциплине на ______/_____ учебный год
- Содержание учебного материала Распределение часов (1 семестр, со)
- Роль воспитателей и родителей в процессе социализации ребёнка, предмет и орудие труда воспитателя. История возникновения профессии.
- 2. Структура и функции деятельности воспитателя.
- 3.Профессиональные умения воспитателя.
- 4. Личностные качества педагога
- Тема 1: Дошкольная педагогика как наука(4 ч.)
- 1.Дошкольная педагогика – наука о воспитании и обучении детей от рождения до поступления в школу
- 2.Основные категории и понятия дошкольной педагогики.
- Современная педагогика - разветвленная система наук о воспитании
- Тема3. Организация и методы научно-педагогического исследования (2 часа)
- Литература
- Тема 4. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания (4 часа)
- Литература
- 1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Современная педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.
- Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста
- Тема 5. Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога (4 часа)
- Литература
- 1. Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога
- Основой конструирования образовательного процесса в доу является субъект-субъектное взаимо действие.
- 2.Роль воспитателей и родителей в процессе социализации ребёнка, предмет и орудие труда воспитателя. История возникновения профессии
- 2. Структура и функции деятельности воспитателя.
- 3.Профессиональные умения воспитателя.
- 4. Личностные качества педагога
- 1. Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога
- Основой конструирования образовательного процесса в доу является субъект-субъектное взаимо действие.
- Тема 6. Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста (4 часа)
- Литература
- 3. Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка-дошкольника
- Тема: Система дошкольного образования Республики Беларусь
- Литература
- Система дошкольного образования
- Приоритетные задачи дошкольного образования:
- Качество дошкольного образования определяется:
- Образовательные программы и стандарты дошкольного образования
- Учреждения дошкольного образования и сроки его получения
- 4.Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования
- Тема 11. Современное программное обеспечение деятельности дошкольных учреждений (4 часа)
- Литература
- Значение программ обучения и воспитания в ду
- История создания программных документов по дошкольному воспитанию
- Комплексные и специализированные программы обучения и воспитания в ду
- Гуманизация воспитательно-образовательного процессе в ду
- Личностно-ориентированная модель воспитания
- Тема: Становление и развитие общественного дошкольного воспитания
- Развитие общественного дошкольного воспитания в россии
- Развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- Становление воспитания как общественной функции в историческом контексте
- 5.Развитие общественного дошкольного воспитания в россии
- Литература:
- Изобразительная деятельность
- Истоки трудовой деятельности
- Музыкальная деятельность
- Кризис рождения. Врожденные рефлексы
- Становление потребности в общении со взрослыми
- Комплекс оживления младенца
- Ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым и их роль в развитии младенца
- Предпосылки развития речи
- Тема 2.Развитие и воспитание ребенка первого года жизни
- Развитие и воспитание ребенка в раннем возрасте (1-3 года)
- Развитие предметных и орудийных действий
- Развитие познавательной сферы детей
- 3.Развитие речи в раннем возрасте
- Развитие игры в раннем возрасте
- Становление потребности в общении со сверстниками
- Предпосылки становления личности
- Кризис 3 лет и его феномены
- Двигательная деятельность в жизни ребенка
- Конструктивная деятельность детей раннего возраста
- Игрушки для детей раннего возраста