logo
Умк Дошк

Истоки трудовой деятельности

На 2 году жизни начинают складываться некоторые предпосылки трудовой деятельности:

- на эмоциональной и наглядной основе формируются побуждения к трудовым действиям;

- формируются способы действий с орудиями труда, умение ими пользоваться;

- ребенок устанавливает связь между действием и его результатом;

- возрастает удельный вес самостоятельных действий детей.

Элементарный хозяйственно-бытовой труд: протирание стола, стула, кукольной посуды, крупных листьев растений, перенос снега, песка, воды.

Трудовые процессы с малышами организуются как совместная деятельность ребенка и взрослого, когда взрослый выступает не только в качестве организатора детского труда, но и непосредственного участника. Педагог и ребенок выполняют равную долю работы. Совместная деятельность делится на ряд этапов:

  1. Установление эмоционального контакта с детьми с помощью игровых ситуаций.

  2. Привлечение детей к организации рабочего места также с помощью игры.

  3. Педагог, выполняя действие, ставит задачу формирования рациональных действий детей. После каждого выполненного действия важно напоминать детям о конечном результате.

  4. Обязательно нужно использовать полученный конечный результат, т.е. переходить к игровым действиям.

Элементарный художественный труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически оформленные предметы и вещи. С одной стороны. Это трудовая деятельность, благодаря которой создаются материальные блага, с другой – это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает красивые выразительные предметы и вещи на уровне своих возможностей.

Чтобы предмет соответствовал художественным требованиям важно правильно выбрать материал, форму и цвет. Художественный ручной труд учит ребенка творить и создавать вещи по законам красоты.

Одно из наиболее важных первых результативных действий – действия с бумагой. Перед взрослым стоят следующие задачи: учить действовать с бумагой, помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества;

- давать детям представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации;

- развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо;

- развивать интерес к элементарным действиям с бумагой, стремление их самостоятельно выполнить;

- развивать эстетическое восприятие и чувства.

Содержание аппликаций в этом возрасте: полуобъемная, мозаичная.

Взрослый вовлекает ребенка в целостный трудовой процесс следующим образом:

- представляет малышу конечный результат-образец;

- ставит цель;

- вовлекает в последовательные действия по реализации цели.

Вовлечение малыша в совместную деятельность удовлетворяет его потребность в общении в активности, впечатлениях, стремлении к движению и личном контакте со взрослым.

Нужно учесть, что работа должна быть выполнена в короткий срок, т.к. дети не могут долго сосредотачиваться на однообразных действиях и движениях. Аппликации поэтому должны быть небольшого размера и часть деталей, при необходимости выполняется взрослым. Совместные работы важно хранить.