logo
Умк Дошк

Предпосылки становления личности

В 3 года ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу, «Я могу», «Я делаю». Именно в этот период дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в 3-м лице). Д.Б.Эльконин определяет новообразование кризиса 3 лет как личное действие и сознание «Я сам».

Л.И.Божович связывает новообразования кризиса 3 лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие этого возникают другие новообразования, самыми значительными из которых являются самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим».

В ходе наблюдений за детьми 3 лет отчетливо проявился своеобразный комплекс поведения.

Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, преувеличении собственных успехов.

Таким образом, в период кризиса 3 лет возникает личностное новообразование, проявляющееся в форме гордости за достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но и сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства.