Гуманизация воспитательно-образовательного процессе в ду
Необходимым условием реализации программы воспитания и обучения в детском саду является гуманизация всего воспитательного процесса.
Гуманистические идеи содержались в народной педагогике, которая проповедовала заботу и внимание к беременным женщинам, выступала за воспитание трудолюбивых, умных высоконравственных людей. Основным воспитателем ребенка считалась мать.
Гуманизм – культурное движение, возникшее в Италии, затем распространенное в Германии и Голландии был идеологией образованных людей, которые выступали против закрепощения и унижения личности (Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Бокаччо (1313-1375), Эразм Роттердамский (1469-1536), Томас Мор (1478-1535).
Идеей гуманизма проникнуты труды Я.А.Коменского (1592-1670), который говорил, что воспитание ребенка до 6 лет должно проходить в «материнской школе, которая ближе ребенку, чем любое общественное учреждение».
Большой вклад в развитие гуманной педагогики внесли выдающиеся ученые-практики 20 века А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский.
Реализация гуманистического подхода в воспитании и обучении детей предполагает:
Оптимальное развитие личности ребенка;
Обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;
Развитие умственных и художественных способностей;
Формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;
Развитие самостоятельности мышления и восприятия целостной картины мира;
Формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни.
Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается. Гуманизм предполагает самостоятельность воспитателя в выборе форм, средств, методов воспитания и обучения, общение с ребенком через признание и принятие его личности, уважение его достоинств.
Таким образом, гуманизм в детском саду – это:
Психологическое просвещение педагогов, детей и родителей;
Создание благоприятного психологического микроклимата в группе;
Организация и регулирование взаимоотношений взрослых с детьми;
Помощь детям в адаптации к детскому саду;
Налаживание взаимоотношений детей со сверстниками;
Проведение обследования детей и работа по коррекции отклонений в их развитии; обеспечение оптимального уровня подготовки детей к обучению в школе;
Обеспечение развивающих занятий с дошкольниками с учетом их индивидуальных возможностей;
Оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания детей.
Исходя из идей гуманизма, ученые пришли к выводу, что обучение дошкольников необходимо проводить преимущественно в форме игр, непосредственных наблюдений, развивающих экспериментов, а не только в форме занятий.
- «Утверждаю»
- Дошкольная педагогика
- Учебная программа для специальности:
- Курс, дневной формы получения высшего образования
- Требования к освоению учебной дисциплины
- Структура содержания учебной дисциплины
- Методы (технологии) обучения
- Организация самостоятельной работы студентов
- Содержание учебного материала Распределение часов
- Содержание курса (2 семестр, со)
- Содержание курса (3 семестр)
- Информационная (информационно-методическая) часть содержание курса Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1. Дошкольная педагогика как наука
- 2. Белорусская народная педагогика
- 3. Организация и методы научно-педагогического исследования
- 4. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 5. Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога
- 6. Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста
- 7. Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка
- 8. Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника
- 9. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- 10. Система дошкольного образования в Республике Беларусь
- 11. Современное программное обеспечение деятельности дошкольных учреждений
- Раздел 2. Педагогика раннего детства
- 12. Становление и развитие педагогики раннего детства
- 13. Особенности периода раннего детства и его значение
- 14. Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста
- 15. Воспитание и развитие детей раннего возраста
- Раздел 3. Воспитание здорового ребенка-дошкольника
- 16. Теоретические основы физического воспитания дошкольников
- 17. Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни
- Раздел 4. Воспитание личности дошкольника в деятельности
- 18. Теоретические основы игры
- 19. Сюжетно-ролевая игра
- 20. Режиссерская игра
- 21. Конструктивно-строительная игра
- 26. Организация труда детей в дошкольном учреждении
- 27. Воспитание и развитие дошкольников в процессе общения
- Раздел 5. Интеллектуально-познавательное воспитание и развитие дошкольников
- 28. Теоретические основы интеллектуально-познавательного воспитания
- 29. Сенсорное воспитание
- 30. Дошкольная дидактика
- Раздел 6. Социально-нравственное воспитание и развитие дошкольников
- 31. Теоретические основы социально-нравственного воспитания
- 32. Воспитание гуманности
- 33. Воспитание нравственно-волевых качеств характера
- 34. Воспитание коллективизма
- 35. Воспитание культуры поведения
- 36. Формирование качеств мужественности и женственности
- 37. Воспитание начал патриотизма и гражданственности
- 38. Основы экономического воспитания дошкольников
- Раздел 7. Эстетическое и художественное воспитание дошкольников
- 39. Теоретические основы эстетического воспитания
- 40. Формирование художественно-творческих способностей
- Раздел 8. Дошкольное учреждение, семья, школа
- 41. Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
- 42. Планирование педагогического процесса
- 43. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей
- 44. Готовность детей к школьному обучению
- 45. Преемственность между дошкольным и начальным образованием
- Весенний семестр
- Литература Основная
- Дополнительная:
- Протокол согласования учебной программы по изучаемой учебной дисциплине с другими дисциплинами специальности
- Дополнения и изменения к учебной программе дополнения и изменения к учебной программе по изучаемой дисциплине на ______/_____ учебный год
- Содержание учебного материала Распределение часов (1 семестр, со)
- Роль воспитателей и родителей в процессе социализации ребёнка, предмет и орудие труда воспитателя. История возникновения профессии.
- 2. Структура и функции деятельности воспитателя.
- 3.Профессиональные умения воспитателя.
- 4. Личностные качества педагога
- Тема 1: Дошкольная педагогика как наука(4 ч.)
- 1.Дошкольная педагогика – наука о воспитании и обучении детей от рождения до поступления в школу
- 2.Основные категории и понятия дошкольной педагогики.
- Современная педагогика - разветвленная система наук о воспитании
- Тема3. Организация и методы научно-педагогического исследования (2 часа)
- Литература
- Тема 4. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания (4 часа)
- Литература
- 1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Современная педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.
- Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста
- Тема 5. Педагогическая деятельность как диалог двух культур – ребенка и педагога (4 часа)
- Литература
- 1. Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога
- Основой конструирования образовательного процесса в доу является субъект-субъектное взаимо действие.
- 2.Роль воспитателей и родителей в процессе социализации ребёнка, предмет и орудие труда воспитателя. История возникновения профессии
- 2. Структура и функции деятельности воспитателя.
- 3.Профессиональные умения воспитателя.
- 4. Личностные качества педагога
- 1. Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога
- Основой конструирования образовательного процесса в доу является субъект-субъектное взаимо действие.
- Тема 6. Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста (4 часа)
- Литература
- 3. Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка-дошкольника
- Тема: Система дошкольного образования Республики Беларусь
- Литература
- Система дошкольного образования
- Приоритетные задачи дошкольного образования:
- Качество дошкольного образования определяется:
- Образовательные программы и стандарты дошкольного образования
- Учреждения дошкольного образования и сроки его получения
- 4.Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования
- Тема 11. Современное программное обеспечение деятельности дошкольных учреждений (4 часа)
- Литература
- Значение программ обучения и воспитания в ду
- История создания программных документов по дошкольному воспитанию
- Комплексные и специализированные программы обучения и воспитания в ду
- Гуманизация воспитательно-образовательного процессе в ду
- Личностно-ориентированная модель воспитания
- Тема: Становление и развитие общественного дошкольного воспитания
- Развитие общественного дошкольного воспитания в россии
- Развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- Становление воспитания как общественной функции в историческом контексте
- 5.Развитие общественного дошкольного воспитания в россии
- Литература:
- Изобразительная деятельность
- Истоки трудовой деятельности
- Музыкальная деятельность
- Кризис рождения. Врожденные рефлексы
- Становление потребности в общении со взрослыми
- Комплекс оживления младенца
- Ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым и их роль в развитии младенца
- Предпосылки развития речи
- Тема 2.Развитие и воспитание ребенка первого года жизни
- Развитие и воспитание ребенка в раннем возрасте (1-3 года)
- Развитие предметных и орудийных действий
- Развитие познавательной сферы детей
- 3.Развитие речи в раннем возрасте
- Развитие игры в раннем возрасте
- Становление потребности в общении со сверстниками
- Предпосылки становления личности
- Кризис 3 лет и его феномены
- Двигательная деятельность в жизни ребенка
- Конструктивная деятельность детей раннего возраста
- Игрушки для детей раннего возраста