Раздел 2
Педагогика начального образования
Глава 6
Введение в педагогическую деятельность учителя
начальных классов
6.1. Педагогика начального образования как наука о воспитании, обучении и развитии младшего школьника
Слово «педагогика» в переводе с греческого означает «детовождение» или «дитятеведение».
Педагогика начального образования −− наука о воспитании, обучении и развитии ребенка от 7 до 10-11 лет, особая специфическая область общественной жизни, связанная:
с освоением первой социально-значимой роли – статуса ученика со своим кругом прав и обязанностей перед обществом;
с формированием нового вида ведущей деятельности;
с существенной перестройкой всей логики психического развития.
Основоположником педагогики начального образования как отрасли педагогики является Я. А. Коменский (1592 – 1670). Его главный труд «Великая дидактика» одна из первых научно-педагогических книг. Многие идеи об обучении, воспитании и развитии детей младшего школьного возраста не только не утратили своей актуальности, своего научного значения и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения (принцип природосообразности, классно-урочная система) вошли в золотой фонд классической педагогической теории.
Английский философ и педагог Джон Локк (1632−1704) сосредоточил свое внимание на проблемах воспитания. В своем главном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека физически и духовно цельного, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, гармонично сочетающего в себе личные и общественные интересы.
Ж.Ж. Руссо (1712-1776) в книге «Эмиль, или о воспитании» представил интересную концепцию обучения и воспитания детей. Его рекомендации: «ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы отрывает научные истины»; надо учить всех не одному и тому же, а тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям и т.д., соответствуют сегодняшним проблемам, которые решает начальная школа.
В педагогику начального образования значительный вклад внес Генрих Песталоцци (1746−1827). В своей книге «Лингард и Гертруда» Г. Песталоцци предложил учителям прогрессивную теорию обучения и воспитания учащихся.
И.Ф. Гербарт (1776−1841) в «Очерке лекций по педагогике» обосновывает главную идею воспитывающего обучения: видоизменения, имеющиеся в детской душе представления, могут влиять на поведение ребенка, развивать его многосторонние интересы, влиять на становление его внутренней свободы, способствовать формированию его совершенства, благорасположения, справедливости.
В «Руководстве для немецких учителей» А. Дистервег (1790−1866) выделяет важнейшие для начальной школы принципы: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. В воспитании главная задача, по мнению А. Дистервега, - обеспечить самодеятельное развитие врожденных задатков и др.
Огромный вклад в развитие мировой, отечественной педагогики, а также педагогики начального образования внес К. Д. Ушинский (1824−1870). В педагогической системе К. Д. Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Руководящая роль в педагогическом процессе, считал он, принадлежит школе, учителю.
Идеи о воспитании, развитии и формировании личности ребенка были раскрыты в трудах Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого и нашли свое отражение в педагогике начального образования. Большой вклад в развитие педагогики начального образования внесли ученые Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
В 40-60-е годы под руководством М. А. Данилова (1899–1973) была создана концепция начальной школы («Задачи и особенности начального образования», 1943). Им написана книга «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), подготовлены рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе. На них и сегодня опираются российские педагоги.
В 70-80-е годы активно разрабатывались идеи развивающего обучения в научных лабораториях под руководством Л. В. Занкова и под руководством Д. . Эльконина и В. В. Давыдова.
В конце 80-х годов в России началось движение за обновление и перестройку школы. Педагогика сотрудничества прежде всего коснулась начальной школы. Труды и идеи Ш. А. Амонашвили, С. Л. Соловейчика, С. Н. Лысенковой и др. получили достаточно широкий резонанс в нашей стране.
На идеях дореволюционных педагогов, педагогов социалистического периода, а также современных исследователей разрабатываются новые технологии начального обучения, наметился прогресс и в области создания более совершенных методик воспитания. Новая российская школа имеет определенный вектор развития – гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения.
В определении места педагогики в системе научного знания утвердились три точки зрения:
педагогика – междисциплинарная область человеческого знания, изучающая самые разные объекты действительности (космос, культуру, политику и др.). Фактически в этом подходе отрицается наличие у педагогики своей области исследования;
педагогика – прикладная дисциплина. Ее назначением является использование данных других наук (психологии, социологии, естествознания и др.) для решения задач воспитания, обучения или образования. В этом случае педагогика – это свод разрозненных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.
педагогика – это относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Данная точка зрения, аргументированная в работах В. В. Краевского, является продуктивной для науки и практики, так как открывает возможности научного осмысления вопросов воспитания, обучения и образования.
Впервые мысль о специфике объекта педагогики была сформулирована А. С. Макаренко. В 1922 году он отмечал, что объектом научной педагогики является «педагогический факт (явление)».
Современные исследования уточняют, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название «образование» (В. А. Сластенин). Таким образом, объектом педагогики как науки является образование как социальное (общественное) явление.
В. В. Краевский пишет: «Объект педагогики – это образование как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящей из деятельностей воспитания и обучения и осуществляемой в интересах человека, общества и государства». Предмет педагогики (по В. В. Краевскому) - это система отношений возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.
Таким образом, предметом педагогики начального образования является изучение системы отношений, возникающей в деятельности обучения и воспитания по подготовке младших школьников к участию в жизни общества, осуществляемой в интересах ребенка, общества и государства.
В педагогике начального образования необходимо выделить педагогическую науку и педагогическую практику. Если первая занимается теоретическими исследованиями, то вторая – используя достижения теории, результаты научных исследований, организует обучение, воспитание и развитие младших школьников. При этом они выполняют определенные функции: описательную, объяснительную, диагностическую, прогностическую, проектно-конструктивную, преобразовательную, рефлексивно-корригирующую.
Развитие педагогики начального образования как науки и практики оказывает значительное влияние на формирование новых подходов к развитию личности младшего школьника в процессе обучения и воспитания и задает новое видение учебно-воспитательного процесса в средней школе.
Основными задачами педагогики начального образования выступают:
Накопление и систематизация научных знаний о воспитании в учебно-воспитательном процессе.
Обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития детей младшего школьного возраста.
На основе изученных закономерностей разработка содержания, методов, приемов, технологий личностно-ориентированного образования детей младшего школьного возраста.
Педагогика начального образования как наука тесно связана с другими науками о человеке и, прежде всего с философией.
Философия – фундамент, методологическая основа педагогической науки. Она определяет цели воспитания, постижение сущности человека, законов развития природы и общества.
Основными философскими направлениями в настоящее время являются: прагматизм, неопрагматизм, неопозитивизм, сциентизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм, диалектический и исторический материализм.
Тесно и непосредственно связана педагогика с анатомией и физиологией. Они составляют основу для понимания биологической сущности человека – развития его высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Особое значение для педагогики имеет психология, изучающая закономерности развития психики, новообразования возраста, сензитивные периоды развития тех или иных психических функций и т.д. Кроме того, теория обучения строится на основе теории познания, психологических теориях научения и умственного развития; теория воспитания - на основе теорий личности.
Расширяются связи педагогики начального образования с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и социологией.
В системе педагогических наук педагогика начального образования занимает особое место – процессы воспитания и обучения наиболее интенсивно идут в детском возрасте.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности называются категориями.
Педагогика начального образования оперирует такими категориями: воспитание, обучение, образование, а также опирается на общенаучные категории – развитие, становление, формирование.
Воспитание (в социальном смысле) – передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Вот почему воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, стало органической частью его жизни и развития и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – общая и вечная категория.
В широком педагогическом смысле воспитание – специально организованное, целенаправленное воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.
Воспитание в узком педагогическом смысле – процесс, результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, способностей и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.
Образование – система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием факторов внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых. Развитие – процесс движения от простого к сложному, от низшего к высшему.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование предполагает определенную законченность личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.
Русское слово «воспитатель» происходит от основы слова «питать», поэтому слова «воспитывать» и «вскармливать» не без основания, принимаются как синонимы.
Еще Сократ назвал профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майевтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Умение помочь ребенку в решении сложных жизненных проблем, в том числе и учебных, обозначается термином «фасилитация».
Понятие «учитель» появилось позднее, когда у человечества появилась понимание необходимости в передаче знаний, умений и навыков как общечеловеческой ценности.
Профессия учителя относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. В качестве предмета его деятельности выступает управление и преобразование личности другого человека, его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, духовного мира. Организуя процесс обучения и воспитания, учитель с одной стороны должен иметь специальные знания, умения, навыки в определенной области, с другой стороны – устанавливать взаимоотношения с людьми, которыми он управляет. В связи с «двойным предметом» педагогического труда определяется своеобразие педагогической профессии.
За педагогической профессией закрепились две функции – адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности.
Характеристику функций учителя начальных классов дает И. П. Подласый, исходя из «сердцевины педагогического труда» - управления теми процессами, которые сопровождают процесс становления человека. На этапе постановки цели педагогической деятельности должны быть реализованы функции: диагностическая, прогнозирования, проектирования, планирования. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, контрольную и корректирующую функции. На завершающем этапе педагогического цикла учитель выполняет аналитическую функцию.
Требования к учителю – это система профессиональных способностей и качеств личности, определяющих успешность педагогической деятельности. Главной общей педагогической способностью учителя В.А. Крутецкий считает расположенность к детям. Далее он выделяет личностные способности, к которым относит:
дидактические способности – связаны с передачей информации школьникам, формированием у них активного, самостоятельного творческого мышления;
академические способности – знания, умения педагога, связанные с преподаваемым учебным предметом;
экспрессивно-речевые способности – правильная, грамотная, эмоциональная речь;
способность к распределению внимания.
Немаловажную роль в педагогической деятельности имеют способности к овладению педагогической профессией – это талант, призвание, задатки.
Важными профессиональными качествами педагога многие исследователи считают: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. Особое значение для педагогической профессии приобретают человеческие качества педагога. В ряду этих качеств – человечность, доброта, порядочность, честность, уважение к людям, справедливость, самокритичность, самообладание и т.д.
- Федеральное агентство по образованию
- Предисловие
- Раздел 1
- Вопросы и задания
- 1.2. Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук
- Вопросы и задания
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2 Педагогические технологии
- 2.1. Понятие о педагогических технологиях в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3 Управление образовательными системами
- 3.1. Государственно-общественная система управления образованием в рф. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
- Вопросы и задания
- 3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
- Вопросы и задания
- 3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль
- Вопросы и задания
- 3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педагогическом коллективе
- Вопросы и задания
- 3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4 История педагогики и образования
- 4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры
- Вопросы и задания
- 4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли
- Вопросы и задания
- 4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики
- Вопросы и задания
- 4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения и. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов и. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5 Нормативно-правовое обеспечение образования
- 5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 2
- Вопросы и задания
- 6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 7
- Вопросы и задания
- 7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая
- Вопросы и задания
- 7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе
- Вопросы и задания
- 7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции
- Вопросы и задания
- 7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников
- Вопросы и задания
- 7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.9. Методы устного изложения
- Вопросы и задания
- 7.10. Метод работы учащихся с учебником и книгой
- 7.11. Наглядные и практические методы обучения
- Вопросы и задания
- 7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
- Вопросы и задания
- 7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
- Общие требования к уроку:
- Дидактические требования к уроку:
- Воспитательные требования:
- Развивающие требования:
- Гигиенические требования:
- Вопросы и задания
- 7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
- Вопросы и задания
- 7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников
- 8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
- Вопросы и задания
- 8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников
- Вопросы и задания
- 8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Вопросы и задания
- 8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
- Вопросы и задания
- 8.5. Понятие о методах,приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- 8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания
- Вопросы и задания
- 8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками
- Вопросы и задания
- 8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива
- Вопросы и задания
- 8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9 коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
- 9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10 История воспитания и начального образования в России
- 10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- 11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12 Социализация личности ребенка в системе начального образования
- 12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности
- Вопросы и задания
- 12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- Вопросы и задания
- 12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
- Вопросы и задания
- 12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13 Педагогические технологии начального образования
- 13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей
- Вопросы и задания
- 13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- 14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
- Вопросы и задания
- 14.2.Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
- Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
- Самостоятельная работа под руководством учителя
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы