logo search
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

Раздел 2

Педагогика начального образования

Глава 6

Введение в педагогическую деятельность учителя

начальных классов

6.1. Педагогика начального образования как наука о воспитании, обучении и развитии младшего школьника

Слово «педагогика» в переводе с греческого означает «детовождение» или «дитятеведение».

Педагогика начального образования −− наука о воспитании, обучении и развитии ребенка от 7 до 10-11 лет, особая специфическая область общественной жизни, связанная:

Основоположником педагогики начального образования как отрасли педагогики является Я. А. Коменский (1592 – 1670). Его главный труд «Великая дидактика» одна из первых научно-педагогических книг. Многие идеи об обучении, воспитании и развитии детей младшего школьного возраста не только не утратили своей актуальности, своего научного значения и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения (принцип природосообразности, классно-урочная система) вошли в золотой фонд классической педагогической теории.

Английский философ и педагог Джон Локк (1632−1704) сосредоточил свое внимание на проблемах воспитания. В своем главном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека физически и духовно цельного, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, гармонично сочетающего в себе личные и общественные интересы.

Ж.Ж. Руссо (1712-1776) в книге «Эмиль, или о воспитании» представил интересную концепцию обучения и воспитания детей. Его рекомендации: «ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы отрывает научные истины»; надо учить всех не одному и тому же, а тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям и т.д., соответствуют сегодняшним проблемам, которые решает начальная школа.

В педагогику начального образования значительный вклад внес Генрих Песталоцци (1746−1827). В своей книге «Лингард и Гертруда» Г. Песталоцци предложил учителям прогрессивную теорию обучения и воспитания учащихся.

И.Ф. Гербарт (1776−1841) в «Очерке лекций по педагогике» обосновывает главную идею воспитывающего обучения: видоизменения, имеющиеся в детской душе представления, могут влиять на поведение ребенка, развивать его многосторонние интересы, влиять на становление его внутренней свободы, способствовать формированию его совершенства, благорасположения, справедливости.

В «Руководстве для немецких учителей» А. Дистервег (1790−1866) выделяет важнейшие для начальной школы принципы: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. В воспитании главная задача, по мнению А. Дистервега, - обеспечить самодеятельное развитие врожденных задатков и др.

Огромный вклад в развитие мировой, отечественной педагогики, а также педагогики начального образования внес К. Д. Ушинский (1824−1870). В педагогической системе К. Д. Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Руководящая роль в педагогическом процессе, считал он, принадлежит школе, учителю.

Идеи о воспитании, развитии и формировании личности ребенка были раскрыты в трудах Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого и нашли свое отражение в педагогике начального образования. Большой вклад в развитие педагогики начального образования внесли ученые Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

В 40-60-е годы под руководством М. А. Данилова (1899–1973) была создана концепция начальной школы («Задачи и особенности начального образования», 1943). Им написана книга «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), подготовлены рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе. На них и сегодня опираются российские педагоги.

В 70-80-е годы активно разрабатывались идеи развивающего обучения в научных лабораториях под руководством Л. В. Занкова и под руководством Д. . Эльконина и В. В. Давыдова.

В конце 80-х годов в России началось движение за обновление и перестройку школы. Педагогика сотрудничества прежде всего коснулась начальной школы. Труды и идеи Ш. А. Амонашвили, С. Л. Соловейчика, С. Н. Лысенковой и др. получили достаточно широкий резонанс в нашей стране.

На идеях дореволюционных педагогов, педагогов социалистического периода, а также современных исследователей разрабатываются новые технологии начального обучения, наметился прогресс и в области создания более совершенных методик воспитания. Новая российская школа имеет определенный вектор развития – гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения.

В определении места педагогики в системе научного знания утвердились три точки зрения:

Впервые мысль о специфике объекта педагогики была сформулирована А. С. Макаренко. В 1922 году он отмечал, что объектом научной педагогики является «педагогический факт (явление)».

Современные исследования уточняют, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название «образование» (В. А. Сластенин). Таким образом, объектом педагогики как науки является образование как социальное (общественное) явление.

В. В. Краевский пишет: «Объект педагогики – это образование как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящей из деятельностей воспитания и обучения и осуществляемой в интересах человека, общества и государства». Предмет педагогики (по В. В. Краевскому) - это система отношений возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.

Таким образом, предметом педагогики начального образования является изучение системы отношений, возникающей в деятельности обучения и воспитания по подготовке младших школьников к участию в жизни общества, осуществляемой в интересах ребенка, общества и государства.

В педагогике начального образования необходимо выделить педагогическую науку и педагогическую практику. Если первая занимается теоретическими исследованиями, то вторая – используя достижения теории, результаты научных исследований, организует обучение, воспитание и развитие младших школьников. При этом они выполняют определенные функции: описательную, объяснительную, диагностическую, прогностическую, проектно-конструктивную, преобразовательную, рефлексивно-корригирующую.

Развитие педагогики начального образования как науки и практики оказывает значительное влияние на формирование новых подходов к развитию личности младшего школьника в процессе обучения и воспитания и задает новое видение учебно-воспитательного процесса в средней школе.

Основными задачами педагогики начального образования выступают:

  1. Накопление и систематизация научных знаний о воспитании в учебно-воспитательном процессе.

  2. Обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития детей младшего школьного возраста.

  3. На основе изученных закономерностей разработка содержания, методов, приемов, технологий личностно-ориентированного образования детей младшего школьного возраста.

Педагогика начального образования как наука тесно связана с другими науками о человеке и, прежде всего с философией.

Философия – фундамент, методологическая основа педагогической науки. Она определяет цели воспитания, постижение сущности человека, законов развития природы и общества.

Основными философскими направлениями в настоящее время являются: прагматизм, неопрагматизм, неопозитивизм, сциентизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм, диалектический и исторический материализм.

Тесно и непосредственно связана педагогика с анатомией и физиологией. Они составляют основу для понимания биологической сущности человека – развития его высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особое значение для педагогики имеет психология, изучающая закономерности развития психики, новообразования возраста, сензитивные периоды развития тех или иных психических функций и т.д. Кроме того, теория обучения строится на основе теории познания, психологических теориях научения и умственного развития; теория воспитания - на основе теорий личности.

Расширяются связи педагогики начального образования с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и социологией.

В системе педагогических наук педагогика начального образования занимает особое место – процессы воспитания и обучения наиболее интенсивно идут в детском возрасте.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности называются категориями.

Педагогика начального образования оперирует такими категориями: воспитание, обучение, образование, а также опирается на общенаучные категории – развитие, становление, формирование.

Воспитание (в социальном смысле) – передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Вот почему воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, стало органической частью его жизни и развития и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – общая и вечная категория.

В широком педагогическом смысле воспитание – специально организованное, целенаправленное воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитание в узком педагогическом смысле – процесс, результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, способностей и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.

Образование – система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием факторов внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых. Развитие – процесс движения от простого к сложному, от низшего к высшему.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование предполагает определенную законченность личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.

Русское слово «воспитатель» происходит от основы слова «питать», поэтому слова «воспитывать» и «вскармливать» не без основания, принимаются как синонимы.

Еще Сократ назвал профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майевтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Умение помочь ребенку в решении сложных жизненных проблем, в том числе и учебных, обозначается термином «фасилитация».

Понятие «учитель» появилось позднее, когда у человечества появилась понимание необходимости в передаче знаний, умений и навыков как общечеловеческой ценности.

Профессия учителя относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. В качестве предмета его деятельности выступает управление и преобразование личности другого человека, его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, духовного мира. Организуя процесс обучения и воспитания, учитель с одной стороны должен иметь специальные знания, умения, навыки в определенной области, с другой стороны – устанавливать взаимоотношения с людьми, которыми он управляет. В связи с «двойным предметом» педагогического труда определяется своеобразие педагогической профессии.

За педагогической профессией закрепились две функции – адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Характеристику функций учителя начальных классов дает И. П. Подласый, исходя из «сердцевины педагогического труда» - управления теми процессами, которые сопровождают процесс становления человека. На этапе постановки цели педагогической деятельности должны быть реализованы функции: диагностическая, прогнозирования, проектирования, планирования. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, контрольную и корректирующую функции. На завершающем этапе педагогического цикла учитель выполняет аналитическую функцию.

Требования к учителю – это система профессиональных способностей и качеств личности, определяющих успешность педагогической деятельности. Главной общей педагогической способностью учителя В.А. Крутецкий считает расположенность к детям. Далее он выделяет личностные способности, к которым относит:

Немаловажную роль в педагогической деятельности имеют способности к овладению педагогической профессией – это талант, призвание, задатки.

Важными профессиональными качествами педагога многие исследователи считают: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. Особое значение для педагогической профессии приобретают человеческие качества педагога. В ряду этих качеств – человечность, доброта, порядочность, честность, уважение к людям, справедливость, самокритичность, самообладание и т.д.