logo search
Ответы на вопросы по гос

19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.

Осязание – это наиболее обширный орган чувств, так как тактильные клетки, расположенные в коже и слизистых оболочках, распространены по всему телу. Этот орган чувств очень важен для определения того, как мы чувствуем себя и в физическом, и в духовном плане. Осязание является критическим для всей нервной системы. Через мозг распространяются импульсы, которые могут развивать другие органы чувств. Более того, осязание непосредственно связано с чувствами и эмоциональным восприятием.

Развитие некоторых чувств начинается еще до появления ребенка на свет. Эти чувства иногда называют базовыми, и их стимуляция в течение первого года жизни ребенка оказывает решающее влияние на развитие его мозга.

Восприятие движения и равновесияначинает развиваться на третьем месяце беременности. При этом стимуляция плода осуществляется движениями матери.

Тактильное восприятиеначинает развиваться в период последней трети беременности. Младенец чувствует прикосновение матери к животу.

Проприоцептивное восприятиеначинает развиваться на 4-м и 5-м месяцах беременности. Стимуляция осуществляется, когда младенец толкает мамин живот. Это дает ему ощущение «работы» мышц по преодолению сопротивления.

Слуховое восприятие.Примерно на шестом месяце беременности матери у младенца появляется способность слышать ее голос и звуки окружающей среды.

Зрительное восприятиеспециалисты не относят к базовым чувствам. Согласно результатам экспериментов, младенец начинает различать свет и тьму за несколько недель до своего рождения. Но, появившись на свет, малыш должен еще научиться смотреть и видеть. Для развития зрительного восприятия стимуляция очень важна.

Обоняние, по всей вероятности, начинает развиваться с момента рождения.

Вкусовое восприятиеразвивается благодаря стимуляции, которую обеспечивает еда и питье. В нашей жизни обоняние и вкус уже не играют такой большой роли, как в жизни наших предков, однако для самопознания и эмоциональной стороны жизни человека значение этих чувств достаточно велико.

Почему же так важна стимуляция сенсорного развития?

Было установлено, что стимуляция базовых чувств, зрительного восприятия, обоняния и вкуса в период раннего развития воздействует на головной мозг и вызывает отклик в виде двигательной реакции.

Подробного описания развития двигательных реакций приводить не стоит. Важно то, что посредством движений ребенок исследует отношения, в которых находится его тело и пространство, начинает постигать отношения между предметами, а развитие представлений о предметах и явлениях окружающего мира – это развитие интеллекта.

Обычные дети получают стимуляцию всех указанных чувств от окружающей среды. Однако даже практически здоровые дети, живущие в интернатах, лишены многих стимулов, и поэтому для обеспечения их нормального развития необходимо проводить дополнительные занятия по психомоторному развитию.

Дети с нарушениями в развитии не всегда могут сами получить весь полезный многообразный опыт так же легко, как обычные дети. Известно, что у детей с синдромом Дауна нередко бывают сенсорные нарушения. В таких случаях мозг не может реализовать все свои возможности из-за недостаточной сенсорной стимуляции. Иногда для того, чтобы ослабленные органы чувств могли прореагировать на стимуляцию или чтобы мозг сумел справиться с тем или иным специфическим стимулом, требуется более сильная, чаще повторяющаяся стимуляция, производимая в отсутствии других воздействий.

Интенсивная стимуляция чувственного восприятия детей с особыми потребностями, если ее проводить с шестимесячного возраста, плюс ранняя помощь дают поразительные результаты даже в случаях очень тяжелых нарушений.

В общей системе реабилитационных мероприятий у детей раннего возраста с неврологическими нарушениями важное значение имеет предупреждение парушеиий психического и речевого развития. Для этого на 1-м году жизни большое внимание следует уделять сенсорному воспитанию, которое осуществляется одновременно с последовательным моторным развитием ребенка и формированием голосовых реакций.

Сенсорное воспитание включает три последовательных этапа.

На первом этапеформируются ориентировочно-исследовательские реакции на различные зрительные и слуховые раздражители. Ребенка учат фиксировать взор на предмете и прослеживать его во всех направлениях, сосредоточиваться на звуке и локализовать его в пространстве. Наряду с этим стимулируют начальные звуки гуления.

На втором этапеформируют начальное предметное восприятие. Для его развития необходимо сочетание зрительного и слуховых раздражителей с предметно-практической деятельностью. Для этого ребенок должен не только видеть яркую игрушку, слышать ее звук, но обязательно прикасаться к ней руками. Различные по форме, величине, фактуре игрушки вкладывают в руку ребенка или стимулируют их захват. При этом ребенок всегда должен смотреть на игрушку, находящуюся в руке. При ярко выраженной тонической рефлекторной активности для облегчения захвата игрушки с одновременной зрительной фиксацией ее необходимо использовать рефлексзапрещающие позиции.

На этом этапе большое внимание также уделяется развитию лепета, воспитанию слухового внимания на речь и формированию начальных элементов ее восприятия. Для этого с ребенком постоянно разговаривают, привлекая его внимание к речи взрослого, показывают предметы, одновременно их называя, стимулируют повторение звуков и жестов по подражанию. Эту работу начинают с детьми со 2-го полугодия жизни.

На третьем этапеу ребенка развивают возможность вычленения отдельных предметов из целой ситуации, формируют избирательность следовых реакций, развивают восприятие образа предмета, учат дифференцированно использовать различные игрушки, интенсивно стимулируют понимание речи и коммуникативную функцию речи. Для этого не только активизируют предметно-игровую и практическую деятельность ребенка, но и проводят специальные занятия с предметными и сюжетными картинками. Эти занятия начинают со 2-го года жизни. Для многих детей с ранним поражением нервной системы, особенно при церебральном параличе, этап сенсорного восприятия является очень сложным.

Как стимулировать сенсорное развитие???

Восприятие движения и равновесия

Младенец. Носите его повсюду с собой. Можно привязать его к своему телу куском ткани, как это делают женщины в некоторых странах Азии и Африки, можно держать на руках, раскачивать его в люльке, закрепленной у потолка.

Ребенок постарше. Разрешайте ему самому раскручивать люльку, играйте в любые игры, в которых ребенка можно кружить, менять его положение быстро или ритмично, а также в игры с элементами танца.

Осязание

Младенец. Смазывайте тело малыша кремом, делайте детский массаж, играйте в такие «тактильные игры», как «Коза рогатая», «Сорока-ворона», катайте по его телу теннисный мячик, стимулируйте тактильное восприятие предметами разной фактуры.

Ребенок постарше. Побуждайте его узнавать предметы на ощупь с закрытыми глазами, играйте в игры на тактильную память.

Проприоцептивное восприятие

Младенец. Помещайте малыша в воду, играйте с ним в бассейне с бортиками, делайте вибрационный массаж.

Ребенок постарше. Побуждайте ребенка ходить задом наперед, обходить препятствия с завязанными глазами (не забывая о мерах предосторожности), играйте в «статуи» (вы принимаете какую-нибудь забавную позу, а ребенок должен ее скопировать).

Слуховое восприятие

Младенец. Сделайте так, чтобы малыш мог слышать как можно больше непохожих друг на друга звуков: бренчание погремушки, звон колокольчика, пение, грохот барабана, звучание ксилофона. Важным приемом является стимуляция звуками очень низких частот. Помещайте источник звука с разных сторон, (это явится хорошим стимулом повернуть голову в сторону источника звука), побуждайте малыша самого производить звуки. Можно надеть ему на голову наушники, через которые он будет слушать спокойную стереофоническую музыку (условия, при которых он будет слышать какое-то время правым ухом, затем несколько секунд обоими ушами, потом – только левым).

Ребенок постарше. Побуждайте ребенка слушать разные звуки и определять, кто или что их производит. Это, например, может быть магнитофонная запись звуков, издаваемых животными, или звуков повседневной жизни. Побуждайте его, завязав глаза, следовать за партнером, ориентируясь только на звук, который тот производит.

Зрительное восприятие

Младенец. Подвесьте над кроваткой малыша разноцветные предметы, привлекайте его внимание яркими игрушками, побуждайте тянуться к ним. Побуждайте его провожать взглядом движущуюся игрушку или источник света (иногда мигающий), поворачивать голову, чтобы проследить за перемещением предмета, играйте в «Ку-ку» (накрывайте голову ребенка на мгновение платком, затем убирайте его, говоря «Ку-ку», или побуждайте его самого стягивать с головы платок, а можно прятаться за ширмой и появляться вновь).

Ребенок постарше. Играйте в темной комнате с электрическим фонариком. Можно встать лицом к ребенку и фонариком со слабым светом описывать в воздухе круги. При этом ребенок должен следить за движением света глазами, не поворачивая головы.

Вкус

Младенец. Когда малыша перестают кормить одним только молоком, ему следует давать разнообразную пищу, не перемешивая блюда между собой, чтобы каждое из них сохранило свой вкус.

Ребенок постарше. Давая ребенку, маленькие кусочки разных кушаний, побуждайте его угадывать с закрытыми глазами что он ест (не следует, однако, давать ему ничего горького или острого).

Обоняние

Ребенок постарше. Стимулируйте обоняние, меняя ароматы и делая их все менее резкими. Побуждайте ребенка замечать разницу, спрашивайте, какие запахи ему нравятся. Приносите разные специи, предметы с характерными запахами и давайте их нюхать. На прогулке обращайте внимание ребенка на запахи живых цветов, хвои. Устраивайте игры на запоминание запахов. Среди нескольких запахов побуждайте находить одинаковые.