4.2.1. Задачи умственного воспитания
Умственное воспитание детей рассматривается не только как овладение системой знаний и способностями к мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Умственное воспитание детей происходит как в процессе общения со взрослыми, так и в игровой и учебной деятельности.
Умственное воспитание детей осуществляется в процессе предметной, продуктивной деятельности, на занятиях в дошкольных учреждениях: при ознакомлении с окружающей действительностью, в процессе формирования математических представлений и понятий, а также в речевой деятельности.
Одной из основных задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода с наглядных форм мышления к абстрактно-логическим. На первом этапе работы необходимо максимально активизировать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Для развития наглядных форм мышления ребенка важна предметно-практическая деятельность.
Наглядно-действенное мышлениевозникает при решении интеллектуальной задачи посредством невербальных действий. С задачами такого типа ребенок сталкивается чаще всего в предметной и игровой деятельности.
Основной характеристикой наглядно-действенного мышления является то, что разрешение умственной задачи происходит в процессе предметно-практической деятельности. При решении практических задач происходит детское экспериментирование для нахождения верного решения.
В процессе наглядно-действенного мышления развиваются мыслительные процессы. Наглядно-действенное мышление является основой формирования конкретных операций. Поэтому его развитие является одной из задач подготовки к обучению в школе детей с ограниченными возможностями. Ребенку предлагаются простые практические задания (мозаика, кубики, конструктор).
На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление.
Наглядно-образное мышлениерассматривается как способность решения умственной задачи в образном плане при сохранении наглядной ситуации. Способность к образному мышлению возникает в системе взаимодействия процессов познавательной деятельности: воображения, речи и разнообразных видов деятельности — игровой и продуктивной.
Переход детей дошкольного возраста от наглядно-действенного к образному мышлению зависит от степени сформированности исследовательской деятельности, способности к адекватной продуктивной деятельности.
Наглядно-образное мышление предваряет формирование словесно-логических операций. В результате мыслительных действий у детей расширяются знания и представления об окружающем мире.
Следующей задачей умственного развития детей является формирование словесно-логического мышления — способности решать умственные задачи вербально, используя и видоизменяя формы познания.
Существует специальная методика поэтапного формирования умственных действий, с помощью которых ребенок усваивает системы понятий. Их основу составляют методы и приемы, обеспечивающие возможность передачи детям систематизированных знаний, отражающих закономерности окружающего мира. Важно формировать причинно-следственные связи, пространственно-временные представления.
В настоящее время большинство авторов выделяют спектр показателей умственного развития: интеллектуальная активность, инициативность, самостоятельность, креативность. Важным условием умственного развития считается способность к переносу усвоенных знаний на практику и уровень обучаемости детей.
В последние годы представления об умственном развитии ребенка обогащаются за счет введения предложенного Л.С.Выготским понятия психологического новообразования, которое проявляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе. При этом внимание акцентируется на психических функциях, которые находятся в зоне ближайшего развития.
Очень важным качественным приобретением в умственном развитии старшего дошкольника является способность к обобщению, сравнению, в ходе чего формируется словесно-логическое мышление.
В словесно-логическом мышлении выделяют две основные стадии: конкретных операций; логических операций.
На стадии конкретных операций мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом. На стадии логических операций ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются операции обобщения, сравнения, классификации. В развитии логического мышления важную роль играет речь. На данном этапе ребенка учат группировке предметов по нескольким сенсорным эталонам.
В дошкольном возрасте взаимодействуют все три формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Речь активизирует процессы познавательной деятельности и выполняет такие важнейшие функции, как обобщение, планирование и регулирование деятельности.
Коррекционно-воспитательная работа по умственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта направлена на осуществление перехода от образного к абстрактно-логическому мышлению, от непроизвольных к произвольным действиям, на формирование способов запоминания, мышления, развитие активной функции внимания и логического запоминания, смысловой стороны деятельности речи.
- Рекомендовано к изданию Учебно-методическом советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
- О г л а в л е н и е
- Введение
- Структура программы
- Раздел 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- Раздел 2. Дидактика специального образования
- Раздел 3. Организация специальной работы в доу
- Раздел 4. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 5. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 6. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 7. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 8. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- Раздел 9. Коррекционно-педагогическая работа
- Раздел 10. Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Раздел 11. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Тема 1. Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи
- 1.1. Специальная дошкольная педагогика как наука об обучении, воспитании детей дошкольного возраста с проблемами в развитии
- 1.2. Цели и задачи специальной дошкольной педагогики
- 1.3. Место специальной дошкольной педагогики в системе наук
- 1.4. Этапы развития специальной дошкольной педагогики
- 1.5. Основные понятия специальной дошкольной педагогики
- Тема 2. Технология специального образования
- 2.1. Принципы специального образования
- 2.2. Методы и приёмы обучения и воспитания
- 2.3. Формы организации обучения
- 2.4. Средства специального образования
- 2.5. Роль раннего и дошкольного возраста в развитии детей с проблемами
- 2.6. Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями
- Тема 3. Организация специальной работы в доу
- 3.1. Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- 3.2. Цели и задачи специальной работы
- 3.3. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях
- 3.4. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- Тема 4. Воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.1.1. Задачи физического воспитания
- 4.1.2. Физическое воспитание в раннем возрасте
- 4.1.3. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 4.2. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.2.1. Задачи умственного воспитания
- 4.2.2. Средства умственного воспитания
- 4.3. Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.1. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.2. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.3.3. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями
- 4.4. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
- Тема 5. Коррекционно-педагогическая работа
- 5.1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости
- 5.2. Коррекционно-педагогическая работа при зпр
- 5.3. Логопедическая работа при речевом недоразвитии
- 5.4. Комплексная работа при дцп
- 5.5. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях
- 5.6. Коррекция эмоциональных расстройств
- Методические рекомендации к проведению практических занятий Тема: Исследование познавательного, эмоционального и личностного развития детей с ограниченными возможностями
- Тема: Подготовка детей с ограниченными возможностями к школьному обучению. Современные методы диагностики готовности детей к школьному обучению
- Заключение
- Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- Вопросы к итоговому контролю по курсу «Специальная дошкольная педагогика»
- Список дополнительной литературы
- Краткий терминологический словарь
- Приложения
- Галина Валерьевна Фадина Специальная дошкольная педагогика
- 412300, Г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.