logo search
Введение в педагогическую деятельность

46. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность

При рассмотрении учебного процесса управление представляется в нем как целенаправленное, часто повторяющееся действие преподавателя на обучаемых и отдельного ученика с целью получения поставленных целей обучения.

Управлять - не одно и то же, что и подавлять, нельзя навязывать процессу ход, перечащий его природе, напротив, надо максимально учитывать природу процесса, сообразовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Можно выделить главные черты управления учебным процессом:

- предпочтение осмысленного и планомерного воздействия, стихийной регуляции;

- существование между распоряжающейся подсистемой (преподаватель) и объектом управления (обучаемый) причинно-следственных взаимоотношений;

- динамичность, или, иными словами, умение, управляемой подсистемы (преподавателя) переключаться из одного качественного состояния в другое;

- надежность, по-другому, способность, системы управления (обучаемым) осуществлять заданные функции при обусловленных обстоятельствах протекания процесса;

- устойчивость, или, иначе, возможность, сохранения системой движения по запланированной траектории, поддерживать запланированный режим функционирования, невзирая на всевозможные внешние и внутренние препятствия. Управление одновременно можно рассматривать как процесс цикличный, так и непрерывный. Это получается при одновременном и последовательном воплощении в жизнь многих циклов управления. Управленческий цикл берет свое начало с определения целей и постановки задач, а заканчивается нахождением их решения и достижением установленной цели. После достижения поставленной цели появляется новая, при решении которой цикл повторяется.

Цель - действие - результат - новая цель.

Это схема непрерывного управленческого процесса. Эту схему можно применить как к научному, так и учебно-воспитательному процессам.

Требования для эффективного управления процессом обучения:

1) постановка целей обучения;

2) установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса;

3) создание программы действий, содержащей главные переходные состояния процесса обучения;

4) приобретение по установленным параметрам сведений о состоянии процесса обучения, или, по-другому, обратная связь;

5) переработка информации, полученной по каналу обратной связи, формирование и внесение в учебный процесс исправляющих действий.

В процессе управления задача учителя сводится к изменению управляемого процесса до заранее запланированного уровня. Иначе говоря, управление процессом обучения предполагает нахождение роли любого участника данного процесса, знание его функций, обязанностей и прав, организацию подходящих условий для оптимального выполнения им поставленных для него задач.

Управление в педагогике выглядит как информационный процесс, определяющийся замкнутым циклом трансляции сигналов и содержащий проверку за поведением объекта. От управляющего органа к управляемому объекту поступают сигналы управления посредством цепи управления. Однако цепь передачи обязана замыкаться сигналами обратной связи, которые доставляют информацию об объекте. Учитель перерабатывает информацию и вносит необходимые изменения.