5. Фотосинтез. Лист как орган фотосинтеза. Функциональная роль пигментов. Экологическая роль фотосинтеза.
Фотосинтезирующие организмы: автотрофы и гетеротрофы. Гетеротрофные организмы - не способные к синтезу органических веществ из неорганических и использующие в качестве пищи (источника Е) готовые органические соединения (большинство бактерий, грибов, животных). Автотрофные организмы - способные создавать из неорганических веществ органические, служащие строительным материалом и источником Е. (пигментированные бактерии и зеленые растения): хемосинтезирующие (бактерии) - используют Е, выделяющуюся при окислении некоторых неорганических веществ (например, нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак нитриты нитраты); Фотосинтезирующие - используют Е света (зеленые растения) Главным фотосинтезирующим органом высших растения является лист. Строение листа и его функции тесно взаимосвязаны. Листьям нужен источник СО» и вода; они приспособлены к поглощению солнечной Е, есть хлорофилл, выделяется О2 как один из отходов, а полезный продукт - углевод транспортируется в другие части растения и запасается. Лист весьма специализированный орган, удовлетворяющий этим требованиям. Расположение листьев, которые пня перекрывают друг друга способствует фотосинтезу. У эукариот фотосинтез (Фт) происходит в особых органеллах -хлоропластах (Хл) Они рассеяны в цитоплазме, их число От 1 до 100. Двояковыпуклая форма на срезе, в сверху - округлые. Хл образуются из пропластид и состоят: 2 мембраны + строма (бесструктурное содержимое, гель, находятся ферменты + сахара и орган. кислоты). Строма пронизана системой параллельно расположенных элементарных мембран, которые являются продолжением внутренней мембраны. Их называют тилакоидами. Тилакоиды образуют граны Отдельные граны соединены друг с другом ламеллами. В мембранах гран встроены пигменты, улавливающие солнечный ост, и ферменты, синтезирующие АТФ Т. обр. а гранах Хл протекает световая фаза Фт. а в строме - темновая. Основные функции Хл - Фт и синтез специфических белков. Фотосинтетические пигменты: хлорофиллы и каратиноиды. Их роль - поглощение света и превращение сто энергии в химическую энергию Пигменты локализованы в мембранах хлоропластов, хлоропласты обычно располагаются так, чтоб их мембраны находились под прямым углом к источнику света. Хлорофиллы - поглощают красный и сине-фиолетовый свет. Зеленый свет они отражают, потому придают растениям зеленую окраску. Каратиноиды: желтые, оранжевые, красные или коричневые пигменты, которые сильно поглощают в сине-фиолетовой области. Они имеют три максимума поглощения в сине-фиолетовой области спектра, они не только функционируют как дополнительные пигменты, но и защищают хлорофилл от избытка света к от окисления кислородом, выделяющимся при фотосинтезе.
Механизм: Фотосинтез –2 фазы Фт: световая и темновая.
Световая фаза: Видимый свет Хл электрон переходит в возбужденное состояние электрон поднимается на более высокий энергетический уровень присоединяется к иону Н+. восстанавливает его до атома Н +НАДФ (никотинамидадениндинуклиотидфосфат) восстановление до НАДФ-Н2 Одновременно под действием hv фотолиз воды ионы ОН и (Н+) Ионы гидроксила, оставшись без противоионов Н+, отдают свои электроны и превращаются в свободные радикалы ОН, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют воду и свободный О2 4 ОН 2 Н2О+О2
Протоны и электроны накапливаются по разные стороны мембраны грана Хл (Р - внутренняя сторона, а Э - наружная) и создают разность потенциалов, когда разность достигает критического уровня, протоны проходят по специальным каналам мембран, в которых находятся ферменты синтезирующие АТФ. Т. Обр. в световой фазе Фт: фотолиз воды с выделением кислорода, восстановление НАДФ до НАДФ+Н2 и синтез АТФ.
Темновая фаза: накопленная в световой фазе Е используется для синтеза моносахаридов из СО2 (поступает из воздуха через устьица) и Н2 (отсоединяется от НАДФ+Н2) путем сложных ферментативных реакций. Не требует прямого участия света, протекает в строме хлоропластов, как на свету, так и в темноте. Коэффициент полезного действия - 60%.
Значение огромно главный процесс, протекающий в биосфере, Е солнца аккумулируется в химических связях органнческих соединений, которые идут на питание всех гетеротрофов. При этом атмосфера обогащается кислородом и очищается от избытка углекислого газа
- 1,Информационная система клетки. Клеточное ядро. Хромосомы. Хроматин. Хранение наследственной информации. Генетический код.
- 2. Код является множественным, т.Е. Одна и та же аминокислота может кодироваться несколькими триплетами (от 2 до 6).
- 2.Реализация и пути переноса наследственной информации. Реакции матричного синтеза: репликация, транскрипция, обратная транскрипция, трансляция. Регуляция транскрипции.
- 5. Фотосинтез. Лист как орган фотосинтеза. Функциональная роль пигментов. Экологическая роль фотосинтеза.
- 6.Газообмен. Показатели дыхательного газообмена Дыхательные пигменты. Дыхание у разных организмов.
- 7. Газообмен у млекопитающих. Внутригрудное и внутрилегочное давление, их значение при дыхании. Жизненная емкость легких.
- 9.Дыхание у растений. Пути дыхательного обмена. Регуляция процессов дыхания. Значение дыхания в жизни растений.
- 10. Транспорт у животных. Эволюция транспортных систем у животных. Циркуляторные системы позвоночных.
- 11 Кровь. Состав (форменные элементы и плазма) количество, свойства. Основные функции крови.
- 12 Иммунная система. Типы иммунитета. Механизмы иммунитета.
- 14 Синапсы. Их строение, классификация, особенности трансляционной функции.
- 15 Общая физиология нервной системы. Нервные центры, их организация и свойства. Филогенетическое развитие нервной системы. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга.
- Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.
- К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто-, но и филогенеза.
- Движение, в том числе и мимика.
- Обмен веществ.
- Отвечает за чувство жажды, голода, насыщения.
- 17. Сенсорные рецепторы, их свойства. Механизм рецепции. Строение и функции рецепторов. Слуховой, вестибулярный, обонятельный и вкусовой анализаторы. Зрительный и слуховой анализаторы.
- 18. Физиология возбудимых тканей. Свойства возбудимых тканей. Законы раздражения.
- 3) Закон гиперболы: каждому минимальному промежутку времени раздражения соответствует минимальная сила постоянного тока, при которой получается возбуждение, и наоборот.
- 5) Явления электротона и периэлектротона: При замыкании и прохождении постоянного тока через нерв или мышцу изменяются физиологические и физико-химические свойства на полюсах.
- 19. Эндокринная система. Гипоталамус и гипофиз.
- 21.Значение и морфофункциональные особенности
- 22. Гомеостаз
- 23.Экскреция и осморегуляция
- 24. Механизмы осморегуляции
- 25. Значение процессов выделения
- 26. Регуляция содержания ионов натрия в крови
- 27. Типы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (моноцитогенное и полицитогенное размножение).
- 28. Половое размножение. Нерегулярные типы полового размножения (партеногенез, гиногенез,андрогенез, апомиксис). Типы полового процесса.
- 29. Основы генетики человека. Наследственные заболевания, генные и хромосомные. Профилактика наследственных болезней.
- 30. Половое размножение у животных. Образование половых клеток (овогенез и сперматогенез). Осеменение и оплодотворение.
- 32. Онтогенез растений. Жизненный цикл растения: основные принципы и системы периодизации. Особенности циклов развития споровых и семенных растений.
- 33. Концепция экосистемы. Основные характеристики. Поток энергии и круговорот веществ. Пищевые цепи…
- 37. Биоценоз. Видовая, пространственная и экологическая структуры…
- 38. Особенности организации и функционирования биосферы…
- 39. Формы межвидовых связей в биоценозах…
- 41. Эдодемические и экзодинамические сукцессии. Основные изменения, происходящие при сукцессиях в экосистемах…
- 1. Первичная (экосистема возникает на безжизненном месте)
- 2. Вторичная (сообщество развивается на месте уже существующего)
- 42. Общая характеристика царства Растения…
- 43. Бактерии:общая хар-ка, особ-ти строения и процессов жизнед-ти…
- 44. Опорно-двигальный аппарат…
- 45.Тип хордовые.
- 46. Особенности организации и систематика царства простейшие
- 47.Генетические основы селекции растений и животных
- 48.Типы доминирования
- 49. Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов и кроссинговер. Принципы построения генеткарт.
- 50.Современное представление о структуре гена у прокариот и эука-риот. Мозаичное строение гена. Структура генома. Подвижные гены.
- 51.Изменчивость. Мутационная и комбинативная.
- 55.Движущие силы и факторы микроэволюции.
- 56.Основные этапы эволюции человека
- 57. Гипотезы возникновения жизни.
- 58.Общая характеристика царства животные
- 59.Половое размножение у растений
- 60.Генетика пола.Типы хромосомного определеня пола.
- 61.Компетентносный подход в обучении биологии.
- 65.Экологическое образование школьников.
- 66.Воспитание научного мировоззрения учащихся
- 67.Методы организации в осуществленииучебно-познавательской деятельности.
- 69.Активизация познавательной деятельности учащихся
- 70.Личностно-ориентированный подход
- 72.Технология развивающего обучения
- 73.Методика организации ученического целеполагания
- 74. Формы обучения биологии
- 75.Методика использования интерактивных методов.
- 76.Методика уроков по формированию нов знаний.
- 77. Особенности уроков систематизации и обобщения знаний.
- 1 .Вводная беседа и объяснение проводимых работ. Проведение работы исследовательского типа. Изучение поведения дождевого червя на бумаге, в почве и др. Подведение итогов. Выводы.
- 80.Организация самостоятельной деятельность, на уроке по биологии.
- 83.Методика организации исследовательской деятельности учащихся
- 84.Система средств обучения биологии
- 85.Интернет-пространство и мультимедийные технологии
- 86.Мониторинг учебных достижений учащихся
- 87.Методика организации массовых мероприятий
- 90. Эстетическое воспитание учащихся
- 88.Материальная база обучения биологии-
- 89.Политехническое воспитание школьников