2. Память и ее особенности (виды, процессы, мнемоника, возрастная динамика развития).
Память — это психический познавательный процесс, связанный с запоминанием, сохранением, последующим узнаванием и воспроизведением обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта.
Память, по мнению Л. С. Выготского, означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении. С этой точки зрения память — это деятельность.
Память лежит в основе формирования жизненного опыта человека, включая формирование мышления, речи, эмоциональных реакций и чувств. Без памяти сложно представить себе формирование двигательных навыков, трудовых умений, творческих процессов. Представляя собой сложную психическую функцию, память включает в себя процессы запоминания, сохранения и забывания, узнавания и воспроизведения.
Теории памяти
Существуют различные подходы к трактовке памяти. Самый древний подход психологический. В его русле разработано несколько теорий.
Ассоциативная теория памяти
Данная теория возникла в XVII веке, разрабатывалась в XVIII—XIX веках. Наибольшее распространение получила в Англии и Германии. Сторонники ассоциативной теории считают, что все предметы и явления связаны между собой и когда мы запоминаем явление, мы запоминаем и то, что связано с ним. Запомнить с позиций этого подхода — это связать то, что есть в сознании, с новой информацией, это образовать связи между психическими феноменами.
Центральное понятие теории — ассоциация. В психологию понятие «ассоциация» ввел английский философ Дж. Локк (1632—1704). Под ассоциацией понимают связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Ассоциации бывают простые и сложные. Аристотель в свое время выделил три вида простых ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту. В основе ассоциаций по смежности лежат временные, пространственные связи между предметами, явлениями. Этот вид связей лежит в основе запоминания таблицы умножения и алфавита. Ассоциации по сходству возникают между предметами, факторами, похожими друг на друга. Пример: воспринимаемый снег вызывает ассоциации с зефиром, свадебным платьем и т. п. Ассоциации по контрасту отражают связи между предметами, отличающимися друг от друга. Пример: дождь за окном вызывает в памяти картину солнечного летнего дня.
Работая в русле ассоциативной теории, немецкий ученый Г. Эббингауз определил объем кратковременной памяти (семь объектов) и сформулировал ряд ее закономерностей и механизмов: а) закон забывания: в течение первого часа после первого безошибочного повторения забывается до 60% полученной информации, а через шесть дней — более 80%; б) «эффект края»: при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец; в) более продуктивно не сплошное повторение заучиваемого материала, а распределение таких повторений в течение нескольких часов или дней; г) то, чем человек особенно интересуется, запоминается без труда; д) лучше запоминается то, что редко, странно, необычно, чем то, что привычно, часто встречается; е) с усилением внимания к заучиваемому материалу число повторений, нужных для его выучивания наизусть, уменьшается.
Слабая сторона ассоциативной теории: она не дает ответа на вопрос, почему при восприятии одних и тех же объектов у людей возникают разные ассоциации.
Гештальттеория памяти
Данная теория разработана в конце XIX века. Главное понятие теории — «гештальт». Гештальт — это целостная организация. С точки зрения гештальтпсихологов, при запоминании и воспроизведении информация выступает в виде целостной структуры, а не набора ассоциаций. Следовательно, чтобы запомнить и воспроизвести материал, его необходимо структурировать. Большую роль в запоминании представители теории отводят потребностям. На основе потребностей, которые носят врожденный характер, возникает установка. На основе установки в сознании оживляются целостные структуры (они тоже носят врожденный характер), на их основе идут процессы запоминания или воспроизведения. При этом установка контролирует процессы памяти. Ученым Б. Зейгарник было проведено исследование в русле гештальттеории памяти и выявлено, что лучше запоминается то, что не было человеком завершено.
В качестве важных законов памяти в русле этой теории выступают следующие: а) при наличии установки на запоминание заучивание идет лучше; б) более продуктивному запоминанию способствует структурирование информации, придание каждой части информации характера завершенного целого.
Слабое место теории — игнорирование проблемы развития памяти в онто- и филогенезе. Кроме того, ошибочно суждение о врожденном характере структур и потребностей, обусловливающих процессы запоминания.
Психоаналитический подход в изучении памяти
З. Фрейд обосновал роль эмоций в процессах запоминания и забывания. По мнению ученого, человек подсознательно забывает то, что вызывает у него неприятные эмоции. Признавая факт подсознательного забывания, связанного с негативной мотивацией, не следует распространять это положение на все факты забывания. Практика показывает, что человек может из-за малого объема памяти или из-за невнимательности.
Деятельностная теория памяти
Впервые изучать память как систему действий стал французский ученый П. Жане. Заслуга же первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит Л. С. Выготскому. Совместно с А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым ученый установил, что высшие формы памяти — это сложная форма психической деятельности, социальной по происхождению и опосредствованной по своему строению. Были выявлены этапы развития опосредствованного запоминания.
В русле деятельностной теории памяти этот психический процесс стал рассматриваться как особый вид психологической деятельности, которой свойственны специфические мотивы, действия и операции, направленные на решение мнемической задачи. В процессе онтогенеза эта деятельность развивается. Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, проведенные в русле этой теории, позволили доказать, что лучше запоминаются действия, чем мысли, а среди действий те, которые связаны с преодолением препятствий, а также сами препятствия, что запоминание зависит от поставленной задачи.
Для повышения продуктивности запоминания материала в русле этой теории необходимо связать его с основной целью деятельности, обеспечить участие различных мыслительных операций в процессе заучивания информации, ее смысловую организацию.
Психофизиологический подход
Психофизиологический подход к памяти связан с именами зарубежных ученых (К. Лэшли (20-е годы XX века), Дж. Мак-Коннел (80-е годы XX века), А. Флекснер (1964), Д. О. Хебб (1974) и др.). Исследования, проведенные ими по изучению памяти, были направлены на выявление в мозгу ее следов (энграмм). В результате были получены научные данные о клеточных аспектах кратковременной памяти у примитивных животных. Было установлено, что все, чему научается особь, приводит к количественным и качественным изменениям в молекулах ее мозга. Была выделена молекула памяти S-100, которая отвечает за научение. С помощью ингибиторов (веществ, подавляющих ДНК, препятствующих ее образованию) оказалось возможным «стирать» следы памяти у животных, которые были обучены чему-то ранее. Были также проведены эксперименты с «переносом молекул памяти». Полученные результаты о возможности переноса молекул памяти от одной особи к другой, о «передаче знаний с помощью молекул» были, однако, критически восприняты научным сообществом.
Виды памяти
В зависимости от того как долго материал сохраняется на разных уровнях, выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память.
Сенсорная память — это примитивный процесс, осуществляемый на уроне рецепторов (Сперлинг, 1960). Следы в ней сохраняются в течение 1 / 4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам.
В кратковременной памяти (ее формула: воспринял — воспроизвел — забыл) информация сохраняется в течение короткого промежутка времени. За это время мозг ее перерабатывает, интерпретирует и решает вопрос, важна ли она для того, чтобы быть переданной в долговременную память. Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека и не требует припоминания. Длительность ее примерно двадцать секунд. Если информация не вводится повторно, не повторяется, она полностью исчезает. Объем кратковременной памяти может колебаться в пределах от пяти до девяти объектов. Для сохранения информации, включающей более семи элементов, мозг бессознательно группирует ее или человек целенаправленно использует приемы мнемотехнического заучивания.
Отобранная из кратковременной памяти информация сохраняется в долговременной. Долговременная память — это память-хранение, память-понимание. Ее объем и длительность безграничны. Она не связана с актуальным сознанием и всегда требует припоминания. Факторами долговременной памяти являются привычность материала, т. е. его повторяемость; контекст, в котором происходило запоминание; мотивация и углубление в изучаемый материал. Для длительного сохранения информации необходимо преподносить ее в различных контекстах и обеспечить проработку на разных уровнях.
Промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью занимает оперативная память. Ее функция — сохранение информации в течение заранее определенного срока. Выделяют также память о намерениях, или способность помнить, что необходимо сделать в будущем. В отличие от долговременной памяти в памяти о намерениях воспроизведение считается успешным, если только человек вспомнит о нем в нужное время и будет действовать согласно ему. Эти два вида памяти отличаются, кроме того, используемыми приемами запоминания. Способы воспроизведения намерения можно разделить на внутренние (умственные приемы напоминания себе о чем-либо в соответствующее время) и внешние (узелки на платке, записи в дневнике).
По степени волевой регуляции выделяют произвольную и непроизвольную память. Произвольная память требует постановки цели, приложения волевых усилий, использования специальных приемов заучивания. К условиям организации произвольного запоминания можно отнести установку на запоминание; характер установки (установка на запоминание с указанием времени, в течение которого необходимо хранить материал в памяти); активную самостоятельную умственную или практическую деятельность; повторение.
К повторению предъявляются следующие требования: оно не должно быть сплошным во времени, повторение текста должно чередоваться с его воспроизведением; легкий материал желательно заучивать целиком без деления его на части; повторение необходимо начинать сразу после заучивания, так как материал активно забывается в первые десять дней после запоминания. Необходимо чередовать заучивание информации по гуманитарным и математическим дисциплинам во избежание интерференции, негативного воздействия ранее усвоенной информации на заучиваемую в данный момент. Заучивание следует завершать хотя бы за сутки до экзамена с учетом реминисценции, отсроченного воспроизведения. Дело в том, что лучше воспроизводится материал не сразу после заучивания, а спустя некоторое время, к примеру, через два — три дня. Рекомендуется использовать ассоциативные законы в ходе запоминания; применять логическую группировку (составление плана, придумывание заглавий и др.); структурирование материала (выделение главного в информации); языковое (предъявление информации привычными словами) и эмоциональное оформление материала.
Непроизвольное запоминание не требует приложения волевых усилий, постановки цели, использования специальных приемов заучивания. Условиями организации непроизвольного запоминания являются интерес к объекту; наличие потребности в запоминании; новизна объекта, его редкость и неожиданность; связь новой информации с хорошо усвоенной ранее.
По объекту запоминания выделяют образную, словесно-логи-ческую, двигательную и эмоциональную память.
Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов предметов, явлений, воспринятых ранее. Выделяют ее подвиды: зрительную, слуховую, тактильную и др. Разновидностью образной памяти является эйдетическая память, ярко проявляющаяся в детском и юношеском возрасте. Это зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.
Словесно-логическая память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение слов и мыслей. Этот вид памяти присущ только человеку. Выделяют две формы запоминания слов и мыслей: механическое и осмысленное. При механическом запоминании не происходит осмысления заучиваемой информации, она запоминается в том виде, в котором изначально задана. При осмысленном запоминании человек выделяет в информации главное и запоминает только его. Осмысленное запоминание эффективнее механического. В качестве причин кажущегося низкого уровня развития словесно-логической памяти у детей выделяют бедный словарный запас и недостаточное развитие мыслительных операций.
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем. Этот вид памяти лежит в основе спортивных, трудовых умений и навыков.
Эмоциональная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение пережитых эмоций и чувств. Эмоциональная память играет большую роль в воспитании нравственного сознания человека.
Учитывая то, что ни один вид памяти не прекращает работы памяти других видов, учителю предписывается применять все способы запоминания поочередно. Так, при изучении иностранного языка желательно, чтобы учащиеся видели написанное учителем слово, слышали его произнесенным, повторяли и записывали его, чем обеспечивается точность и легкость усвоения.
Развитие памяти
В развитии памяти выделяют следующие направления: а) механическая память постепенно дополняется и замещается логической; б) непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения мнемотехнических приемов и средств; в) непроизвольное запоминание, преобладающее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
П. П. Блонский выделил филогенетические ступени в развитии памяти. По мнению ученого, виды памяти, представленные у взрослого человека, в истории развития человечества появляются в следующей последовательности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Названные виды памяти формируются в онтогенезе также в определенной последовательности, считал П. П. Блонский.
Самая первая по времени проявляет себя моторная память. Около шести месяцев начинает проявлять себя эмоциональная память. Начало функционирования образной памяти приходится на второй год жизни, своего пика развития она достигает к юношескому возрасту. У ребенка трех-четырех лет в элементарных формах сформирована логическая память. Ее дальнейшее совершенствование связано с обучением, благодаря которому уже в подростковом и юношеском возрасте память достигает нормального развития. Полученные в последние годы данные свидетельствуют о том, что раньше других в онтогенезе начинает функционировать эмоциональная память.
В русле культурно-исторической концепции Л. С. Выготского развитие памяти в филогенезе шло по линии совершенствования средств запоминания и изменения связей познавательного процесса с другими психическими состояниями и процессами. В ходе исторического развития человечество выработало совершенные средства запоминания, прежде всего, письмо. Благодаря различным видам речи человек подчинил свою память воле, оказался способным контролировать процессы запоминания, сохранения и воспроизведения. По мере взросления, ближе к юношескому возрасту изменяются отношения между памятью и мышлением: они все более сближаются. Исследования, проведенные А. Н. Леонтьевым, показали, что с возрастом, благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств, вспомогательных средств, изменению в связи с этим структуры акта запоминания, непосредственное запоминание постепенно замещается опосредствованным.
С возрастом происходит развитие и используемых ребенком стимулов-средств для запоминания, большую роль при этом играет речь. Выступая первоначально как внешние (использование, к примеру, пальцев рук), стимулы-средства постепенно становятся внутренними (образ, чувство, мысль).
А.Н. Леонтьев выявил кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания. Ученым установлено, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, при этом его развитие идет быстрее, чем развитие опосредствованного запоминания. Увеличивается разрыв в продуктивности этих видов памяти в пользу первого. Начиная со школьного возраста эти виды памяти развиваются одновременно, затем более быстро совершенствуется опосредствованная память, которая по продуктивности догоняет непосредственную. При этом процесс развития памяти идет параллельно с развитием речи, которая играет важную роль в развитии памяти.
- Содержание
- Информационно-методическая часть
- Тема 1. Психологическое образование План
- Теоретический материал
- 1. Идеи а. Н. Леонтьева, с. Л. Рубинштейна, д. Б. Эльконина, в. В. Давыдова об обучении как условии и основном средстве психического развития личности.
- 2. Реализация идеи спиралевидного (Дж. Брунер) и контекстного обучения (а. А. Вербицкий).
- Контекстное обучение в новой образовательной парадигме а.А. Вербицкий
- Концепция знаково-контекстного обучения в вузе а.А. Вербицкий
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании План
- Теоретический материал
- 1. Понятие технологии.
- 2. Основные качества технологий и их классификация.
- 3. Понятие традиционного обучения. Особенности содержания и методики традиционного обучения. Сущность традиционного обучения
- Достоинства и недостатки традиционного обучения
- 4. Классификация и краткая характеристика активных методов обучения психологии.
- Особенности методов
- Признаки методов
- Классификация
- Структура
- 5. Использование традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии. Традиционная (репродуктивная) технология обучения
- Технология развивающего обучения
- Технология поэтапного формирования умственных действий
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология полного усвоения
- Технология разноуровневого обучения
- Технология адаптивного обучения
- Технология программированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология модульного обучения
- Технология проектного обучения
- Технология дистанционного обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса План
- Теоретический материал
- 1. Основные принципы организации учебного процесса (Дж. Брунер, в.В. Давыдов, д.Б. Эльконин, н.Ф. Талызина).
- 2. Двувалентность содержания обучения. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося ю. В. Сенько
- 3. Овладение значениями и образование смыслов.
- 4. Овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к миру природы, вещей и людей; опытом общения и взаимодействия.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии План
- Теоретический материал
- 1. Внимание и его особенности (виды, свойства, возрастная динамика развития).
- 2. Память и ее особенности (виды, процессы, мнемоника, возрастная динамика развития).
- 3. Приемы, способы и технологии привлечения и поддержания внимания и развития мнемических способностей в процессе учебных занятий. Приемы развития внимания Кто быстрее?
- Наблюдательность
- Корректура
- Концентрация
- Самый внимательный
- Сверхвнимание
- Приемы развития памяти Трудное - запомни!
- Ассоциация
- Заблудившийся рассказчик
- Бег ассоциаций
- Калейдоскоп
- Тахистоскоп
- Путанка
- Разведчик
- Вопросы для самоконтроля Внимание
- Список литературы Внимание
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи План
- Теоретический материал
- 1. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества.
- 2. Типологии семьи.
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье План
- Теоретический материал
- 1. Многодетная семья: особенности структуры и функций.
- 2. Развитие ребенка в неполной семье.
- 3. Родительско-детские отношения с приемными детьми.
- 4 Этапа вхождения ребенка в новую семью:
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Почему роль замещающего родителя сложна в психологическом плане:
- 2. Что осложняет процесс вхождения приемного ребенка в семью?
- 3. Приемный ребенок становится своим в семье
- 4. Назовите 4 этапа вхождения ребенка в семью
- Список литературы
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности План
- Теоретический материал
- 1. Суицид как проблема последствия выхода из стресса
- 2. Синдром «эмоционального выгорания» как объект психологического изучения и последствия стресса
- 1. Фаза тревожного напряжения
- 2. Фаза резистенции
- 1) Эмоциональное психическое истощение
- 2) Личностная отстраненность
- Предупреждающая фаза:
- Снижение уровня собственного участия:
- 3. Эмоциональные реакции:
- 4. Фаза деструктивного поведения:
- 3. Синдром «эмоционального выгорания» как профзаболевание
- 4. Переживание одиночества и выгорание
- 5. Гемблерство как психологическая проблема
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи План
- Теоретический материал
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 1. Психологическое образование
- Тема 2. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании Вариант 1.
- Тема 3. Современные требования к организации учебного процесса
- Тема 4. Интеллектуальное развитие личности в процессе изучения психологии
- Раздел «Психология семьи»
- Тема 5. Социально-психологическая сущность брака и семьи
- 1. Социально-психологическими процессами, присущими семье, являются:
- 2. Социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками – это…
- 13. Назовите шесть добрачных факторов, влияющих на успешность и счастье в браке
- 16. Признаками вторичной брачно-семейной адаптации являются:
- 22. Какие типы взаимоотношений в браке описываются в психодинамическом подходе, как неконструктивные:
- 29. При конструктивном разрешении конфликта:
- Тема 6. Детско-родительские отношения в семье
- 3. Назовите три социально-психологические причины разводов в современном обществе
- 7. Характер взаимоотношений родителей с ребенком складывается под влиянием:
- 9. Какое из приведенных ниже определений раскрывает понятие родительства:
- 10. Под родительской любовью понимают:
- 17. Личностная беспомощность ребенка обусловлена:
- 20. Семьи с высоким воспитательным потенциалом характеризуются:
- 29. Расположите этапы консультативной встречи с родителем в правильном порядке:
- 31. К социально-психологическим причинам неуспеваемости младшего школьника относятся:
- Раздел «Кризисная психология»
- Тема 7. Человек в ситуации неопределенности Методика определения степени риска совершения суицида
- Диагностика профессионального выгорания
- Есть ли у Вас гемблинг-проблемы?
- Тема 8. Стратегия и методология психологической помощи Обучающий курс. Технологии моделирования своей профессиональной деятельности
- Осваиваем саморегуляцию
- Банк способов саморегуляции
- I. Способы, связанные с управлением дыханием
- II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
- III. Способы, связанные с воздействием слова
- IV. Способы, связанные с использованием образов
- Темы для проведения дискуссий Раздел «Психология семьи»
- Тематика рефератов Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»
- Тематика курсовых работ Раздел «Методика преподавания психологии»
- Перечень вопросов к экзамену Раздел «Методика преподавания психологии»
- Раздел «Психология семьи»
- Раздел «Кризисная психология»