logo search
psih_i_ped

12.1. Общение как предмет психологического исследования

Как наука психология общения возникла в 50-х годах ХХ века. Исследования начались почти одновременно в разных странах. С самого начала особое место занимали работы, посвященные детскому общению, особенно взаимоотношениям «ребенок-взрослый». Причины этого: а) детское общение рассматривалось как самое простое общение и сулило дать быстрый результат; б) происходило массовое вовлечение женщин в производство, следовательно, возникла необходимость общественного воспитания детей, следовательно, появилась острая практическая необходимость определить, как строить контакт с детьми в условиях, отличных от сложившихся веками семейных отношений.

Таким образом, общество потребовало от психологов разработки вопросов генезиса общения.

Одним из первых начал разработки проблемы английский психолог Дж. Боулби (1951). Его работы вышли сразу после войны и привлекли внимание общественности. Близкими оказались исследования во Франции, Австрии (А. Фрейд). Все они независимо друг от друга подчеркивали первостепенное значение отношений матери и ребенка для его дальнейшего развития. Недостаток этого общения может пагубно повлиять не только на психику, но и на физическое развитие человека.

В США исследования начались позже на 3-4 года. Исследования происходили в рамках теории научения – анализировались контакты детей со взрослыми и другими детьми на разных этапах детства. Все общение сводилось к формуле «стимул – реакция» – на каждое определенное воздействие существует однотипная реакция.

В СССР исследования начались в 60-х годах. Они были основаны на работах физиологов, педиатров и педагогов раннего детства (ведущий специалист А. В. Запорожец – изучение генезиса общения детей первых 7 лет жизни).

Психология общения рассматривается в тесной связи с проблемой самопознания. Общение – это средство самопознания. Это главный источник, из которого мы черпаем знания о себе. Представление о себе влияет на качество общения. Человек, не имеющий о себе никакого представления, не может общаться.

Понятие общения.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.

В общении реализуется социальные отношения людей. Однако трактовка понятия различная у разных авторов.

Щелованов Н. В.: общение – ласковая речь взрослого, обращенная к младенцу.

Каган Дж.: правомерно говорить об общении человека и с природой и с самим собой.

Балл П., Бронавицкий Т. А. признают реальность взаимодействий человека с машиной.

За рубежом предложено очень много определений общения. Только в английской литературе существует более 100 определений.

Общение – взаимодействие 2-х или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания их отношений и достижения общего результата.

Общение осуществляется между участниками, из которых каждый является равно носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Активность может выражаться в том, что человек инициативно воздействует на своего партнера, а также в том, что партнер воспринимает его действия и отвечает на них. Эти действия в общении имеют переменный характер, следовательно, мы не относим к общению одностороннюю активность. Для общения характерно также и то, что каждый его участник выступает в его ходе как личность, а не как физическое тело, следовательно, если человек находится в бессознательном состоянии, это не общение.

Общаясь, люди настроены на то, что партнер ответит, и рассчитывают на его отзыв. Это позволяет легко отделить акты общения от всех других действий.