Тема № 6. Дети: дочь, сын
Цель занятия определяется современной ситуацией в обществе, когда происходит серьезное переосмысление ценностных и личностных ориентиров в семье, а потому результатом занятия будет формирование представления об уважительных, партнерских, доверительных отношениях между ребенком и взрослым.
Рекомендации по проведению.
Занятие проводится раздельно для мальчиков и девочек – данная тема настолько близка подросткам, а потому разговор на эту тему вызовет живой интерес, а может и всплеск личных переживаний. Специфика данного занятия заключается еще и в том, что для подростков эта тема носит двойной смысл: с одной стороны, они осмысляют собственную судьбу сына или дочери, с другой стороны, моделируют будущие отношения с собственными детьми. Острые, непростые семейные ситуации подростков могут проявиться в ходе такого занятия в самых разных формах, может потребоваться индивидуальная работа с психологом.
Материалы занятия рассчитаны на разные варианты развития темы, а потому могут быть использованы ведущим частично.
Необходимые оборудование и материалы
доска, мел или лист бумаги, фломастеры
Телевизор, DVD-проигрыватель
Материал для подготовки.
Народные сказки «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Дочь-семилетка» или мульфильм студии «Пилот» «Умная дочка».
Гримм Я., Гримм В. Бабушка Вьюга.
В.Ф. Одоевский Мороз Иванович: Сказка.
С. Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Л.Н. Толстой «Пожар»
М.Ю. Лермонтов «Беглец»
Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»
В.Драгунский «Денискины рассказы»
Линдгрен А. «Эмиль из Леннеберги», «Ронья – дочь разбойника»
Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень: Пер. с англ. — М.: РОСМЭН, 2001.
Барри Дж. Питер Пэн и Венди: Пер. с англ. — М.: Ex libris, 1992. Или мультфильм по этой сказке.
Булычев Кир. Путешествие Алисы: Фантаст. повести. — М.: АРМАДА, 1994.
Аппельгрен Т. «Веста-Линнея и капризная мама». – М.: Открытый мир, 2007
Основные понятия
подчинение – уважение
иерархия, строгость
доверие, партнерство
наследник, продолжатель рода
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков